- Библиотека
- Научная библиотека
- Периодические издания МГИМО
- Публикации издательства и преподавателей МГИМО
- Электронные ресурсы
- Новые издания МГИМО
- Наше досье
- Публикации
Азиатско-Тихоокеанская зона свободной торговли и перспективы торговой интеграции в формате АТЭС: сценарный подход
Арапова Е.Я. Азиатско-Тихоокеанская зона свободной торговли и перспективы торговой интеграции в формате АТЭС: сценарный подход // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. — 2017. №2-3. — С. 31-48.
На прошедшем в конце 2016 г. очередном саммите АТЭС в Перу стороны в очередной раз обсуждали идею создания в регионе полноценного интеграционного объединения — Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ) на основе Дорожной карты, предложенной китайской стороной в 2014 г. Цель настоящего исследования состоит в количественной оценке «интеграционного потенциала» АТЗСТ а рамках двух возможных сценариев: 1. Интеграция 20 стран АТЭС кроме России; 2. Интеграция в формате 25 стран АТЭС+ЕАЭС. В работе для каждого из двух сценариев приведен анализ зависимости ВВП и ВНД стран-участниц от объемов внутрирегиональных торговых потоков, количественная оценка процентного изменения ВВП и ВНД стран-участниц при изменении внутрирегионального экспорта на 1%, оценка различий в уровне тарифного регулирования. Подобный методологический подход позволяет не только оценить «интеграционный потенциал» объединения, в целом, но и выявить «интеграционную мотивацию» каждого отдельного участника. В результате, был проведен сравнительный анализ «интеграционного потенциала» объединений в рамках двух предложенных сценариев, выявлены страны, которые в наибольшей степени могут быть заинтересованы в реализации интеграционного сценария, а также дан прогноз относительно вероятного «качества» потенциального интеграционного объединения. Было установлено, что из двух рассмотренных сценариев — АТЭС (20) и АТЭС+ЕАЭС (25), — относительно более вероятным выступает первый, в первую очередь из-за сравнительно более низкой «интеграционной мотивации» стран-членов ЕАЭС. При этом в случае создания независимого полноценного интеграционного объединения в составе 20 государств-участниц АТЭС качество нового соглашения о торговле товарами может оказаться относительно более низким. Сельское хозяйство может быть либо выведено из-под действия норм соглашения, либо для них может быть предусмотрен более длительный переходный период, отсроченная либерализация с учетом интересов стран-членов соглашения.