Антропологические и ценностные основания коммуникации: теоретические и прикладные аспекты

Антропологические и ценностные основания коммуникации: теоретические и прикладные аспекты

Авторы: Силантьева Маргарита Вениаминовна, Шестопал Алексей Викторович ЧИТАТЬ DOCX
ЧИТАТЬ
Силантьева М.В. Антропологические и ценностные основания коммуникации: теоретические и прикладные аспекты / М.В.Силантьева, А.В.Шестопал // Концепт: философия, религия, культура. - 2017. - №1. - С.11-23.

Бурное развитие современного социогуманитарного знания и появление большого числа практически значимых областей, в которых оправдано  использование комплексного междисциплинарного подхода, поставило задачу переосмысления некоторой суммы общих теоретических положений, позволяющих определить перспективные направления и границы подобного сотрудничества.
Концептуальная модель антрополого-аксиологического подхода (в рамках философского компаративизма) исходит из ряда теоретико-методологических положений, предполагающих обращение к «горизонтальному» (синхронному) и «вертикальному» (диахронному) компаративному анализу различных культур с целью оптимизации их взаимодействия. Среди его основоположений: во-первых, внимание к пространственно-временным представлениям, бытующим на уровне повседневного общения и интеллектуальной рефлексии культуры о самой себе; во-вторых, исследование моральных, религиозных и эстетических канонов и инноваций, имеющих место в конкретных социокультурных средах; в-третьих, изучение принятых в конкретном сообществе форматов межкультурного взаимодействия в различных сферах – от культурных обменов до экономических  и политических процессов, предполагающее  как освоение литературы по данному вопросу, так и дискуссии с представителями конкретных культур и сфер деятельности.
По существу, речь идет о выявлении лингвокультурных и поведенческих структур, выражающих культурные формы, характерные для определенной страны и региона в современную эпоху; а также об их релевантном описании в режиме реального времени. Отдельная задача – уточнение тезауруса через осмысление дискурсивных практик, включающих «рефлексирующее словоупотребление» в «высоких» стилевых регистрах науки и философии, оказывающих непрямое воздействие на обыденное словоупотребление. Подобное уточнение связано с дальнейшей разработкой категориального аппарата, учитывающей наработки лингвистики, культурологии, когнитивных исследований в различных областях, - и вместе с тем опирающееся на имманентное теоретическое развитие концептуальных положений философии как самодостаточной дисциплины.
Понятно, что поставленная задача может решаться всегда лишь в предварительном порядке: предложенные идеи нуждаются в корректировке и дополнении со стороны широкого круга специалистов, работающих в сфере межкультурной коммуникации, и постоянно требуют обновления за счет пополнения новейшими исследовательскими данными.

Ключевые слова: Философия культуры, теория культуры, метод философской компаративистики, аксиолого-антропологический подход, межкультурная коммуникация, практические задачи исследования взаимодействия культур.
Распечатать страницу