Антропологический аспект глобальных моделей образования: поиски и решения

Антропологический аспект глобальных моделей образования: поиски и решения

Авторы: Касаткин Петр Игоревич, Силантьева Маргарита Вениаминовна ЧИТАТЬ
Касаткин П.И. Антропологический аспект глобальных моделей образования: поиски и решения / П.И. Касаткин, М.В. Силантьева // Полис. Политические исследования. - 2017. - №6. - С. 137-149. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2017.06.10

В статье рассматриваются ценностно-антропологические вызовы, стоящие перед современной системой образования в свете глобализации. Социально-политические следствия этого процесса оказались тесно переплетены с процессом трансформации современных образовательных моделей. Причем определяющими в данном случае оказались по преимуществу задачи поиска социально-экономических и политических решений, связанных с перспективами модернизации исходя из реальных условий социокультурной действительности. Что, в свою очередь, вывело вопрос о модернизации национальных систем образования в плоскость философской антропологии и философии политики. Глобальные модели образования при этом не равны «глобальному образованию»: это те базовые модели, которые имеют распространение в современном глобальном мире на основе принятия определенных ценностных оснований (возможно – в форме мифологий).
Актуальность обращения к теме антропологического аспекта модернизации образования определяется также необходимостью изучения ценностного ядра тех изменений, которые претерпевает образовательная среда в условиях динамического взаимодействия глобальных и национальных образовательных принципов. Проблема уточнения идентификационных программ, соответствующих указанным изменениям, дополняется задачей поиска механизма управления данными процессами. Присутствующие здесь масштабные противоречия не могут быть разрешены без учета, с одной стороны, универсалий культуры; а с другой – тех культурных констант, которые существуют в пространстве каждой из уникальных культур. Соответственно, конкретизация тех или иных проектов требует более тщательного изучения регионального контекста, координируемого приоритетом национальных интересов при соблюдении их оптимального баланса с интересами всего человечества.
Поскольку процесс модернизации существующих систем образования основан на их ценностной переориентации и строится на новом понимании антропологического содержания глобальной культуры, уместно уточнить ее рамки. По мнению авторов статьи, они определяются нуждой в конкурентоспособных  креативных индивидах. И лишь затем, по возможности, – потребностью в развитии творческого потенциала личности, стремлением к достижению ее материальных благ, духовному росту и т.п. Поэтому, анализируя глобализацию как объективный процесс, имеет также смысл принять во внимание идеологию глобализации, спекулирующую «глобальными ценностями» и «новым пониманием человека» как средствами изменения целеполагания в пользу конкретных участников политического процесса.

Ключевые слова: Ключевые слова: глобальные модели образования, современный университет, трансформация ценностей, антропологический аспект.
Распечатать страницу