Экономические ловушки внедрения искусственного интеллекта

Экономические ловушки внедрения искусственного интеллекта

Авторы: Ковальчук Юлия Александровна, Степнов Игорь Михайлович ЧИТАТЬ PDF
ЧИТАТЬ
Степнов И.М. Экономические ловушки внедрения искусственного интеллекта / И.М.Степнов, Ю.А.Ковальчук. — Текст: непосредственный // Экономика. Налоги. Право. — 2020. — Т. 13. №2. — С. 92-102. — DOI: 10.26794/1999-849X‑2020-13-2-92-102.

В статье показано, что нарастание новых цифровых решений, всеобщее увлечение машинным обучением и блокчейном: от финтеха до криптовалют, от онлайн обучения до цифрового маркетинга, не является  гарантией успеха последователей цифрового лидерства. Вовлечение искусственного интеллекта в сферу производства и оказания услуг требует постановки вопроса об эффективности ожидаемой ключевой технологии новой длинной волны. Переход на данные и системы их обработки, все более нарастающая оцифровка знаний не является самоцелью, а становится преобразующим фактором, дающим основу для внедрения искусственного интеллекта.


Показано, что в настоящее время наблюдается смещение оценок последствий цифровизации в сторону сверхоптимистических, что позволяет говорить о рефлексии восприятия цифровых достижений. Отмечено, что большинство компаний достигших эффективности реализовывали стратегию роста или на растущем рынке.


Выдвинута гипотеза, что потенциал эффективности искусственного интеллекта реализуется только в случае отказа рассмотрения его исключительно как технологии или инструмента при обязательной интеграции в совокупность бизнес-стратегий.


В связи с указанной гипотезой систематизированы возможные причины снижения эффективности реализации цифровых технологий в виде ловушек, и обобщены итоги качественного анализа возможных экономических ловушек, которые подстерегают процессы реализации стратегий технологического лидерства без должного обоснования экономических последствий.


Выделены прямые экономические ловушки (ловушка зависимости от реализуемых стратегий, ловушка ценообразования, ловушка дематериализации активов, ловушка нерыночного распределения доходов, ловушка «победитель получает все», ловушка разнообразия, ловушка масштаба, ловушка достоверности) и косвенные (ловушка цифровых налогов, ловушка правовой защиты результатов, ловушка жизни в цифровой среде).


Сделан вывод о необходимости изучения возможности использования известных стратегий в цифровых применениях с учетом выявленных ловушек. Пока цифровые решения не будут интегрированы в стратегии развития компании, их эффективность или неэффективность будет носить случайный характер, зависящий от многих факторов.

Ключевые слова: искусственный интеллект, цифровизация, эффективность, цифровые издержки, стратегия, экономический рост.
Распечатать страницу