Эволюция образа мужчины в лирике Форуг Фаррохзад

Эволюция образа мужчины в лирике Форуг Фаррохзад

Авторы: Березина Анна Владимировна
Березина А.В. Эволюция образа мужчины в лирике Форуг Фаррохзад / А.В.Березина // Гуманитарный вектор. — 2017. — Том 12, №2. — С. 42-48.

Данное исследование направлено на заполнение лакун, существующих в анализе художественных текстов иранской поэтессы Форуг Фаррохзад, ярчайшей представительницы нового течения «ше’р-е ноу» («новой поэзии»), в частности, на выявление эволюции женского восприятия второго компонента бинарной системы. Методологической основой работы стал инструментарий феминистской литературной критики. Присутствие образа мужчины в поэзии Форуг – естественное и необходимое условие для транслирования любви, квинтэссенция жизненной философии автора. Данный собирательный образ многолик и естественно эволюционирует параллельно со становлением самой поэтессы по мере накопления жизненного опыта, трансформацией ее самосознания, так как транслируется читателю через субъективную действительность и личностное восприятие автора.

В ее ранних стихотворениях образ мужчины лишен конкретного материального воплощения, его концептуальную основу составляет проекция эмоционального состояния женщины. Представлены привычные архетипы бинарных компонентов, их типичные роли и культурно-смысловые коды в пределах традиционного патриархального мировоззрения. В поздней лирике Форуг отказывается от философии андроцентризма, демонстрируя дихотомичное единство изначально оппозиционных элементов, перестановку гендерных партий, классических характеристик первообразов, синкретизм определяющих их черт.
/>
В ходе исследования был проанализирован весь поэтический материал Форуг Фаррохзад, а представленные стихотворения впервые переведены на русский язык автором статьи. Результаты исследования могут быть полезны востоковедам и литературоведам и использованы в ходе реализации учебных программ филологических дисциплин.

Ключевые слова: Форуг Фаррохзад, феминистская литературная критика, образ мужчины, гендерный дискурс, феминность, маскулинность.
Распечатать страницу