Философия культуры Николая Бердяева о перспективах «посткризисного мира»: методологические аспекты интеллектуальной модели «нового средневековья»

Философия культуры Николая Бердяева о перспективах «посткризисного мира»: методологические аспекты интеллектуальной модели «нового средневековья»

Авторы: Силантьева Маргарита Вениаминовна ЧИТАТЬ PDF
ЧИТАТЬ
Силантьева М.В. Философия культуры Николая Бердяева о перспективах «посткризисного мира»: методологические аспекты интеллектуальной модели «нового средневековья» / М.В.Силантьева // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Социологические науки. — 2017. — Т. 12. — №3. — С. 71-79.

Актуальность темы проблематизированного прочтения оригинальной версии философии культуры, созданной Н.А.Бердяевым в первой половине 20 века, вызвана необходимостью анализа кризисных процессов, составляющих один из модусов перехода от «современности» к «постсовременности» (не завершенного и в настоящее время). Развернувшийся кризис описан Бердяевым в духе переосмысления подходов И.Канта и Ф.Ницше, что нашло наиболее полное концептуальное воплощение в переработке идеи Новалиса о «новом средневековье». Здесь Бердяев формулирует собственную версию динамического метода (получившего впоследствии название «экзистенциальная диалектика»), сочетающего установку на прояснение вопроса о духовной аксиоматике культуры (ее сущность, цель и смысл) с категориальным анализом ряда концептов (таких, как «возвращение», «путь», «человек» и др.), интерпретируемых с точки зрения экзистенциальной философии.

Уточнение границ такой интерпретации, составляющее новизну данного исследования, в свою очередь, позволяет полнее описать методологическое значение культур-философских идей Бердяева применительно к теме конкретных путей «переструктурирования» традиционных культурных форм в формы «посткультуры», показать их амбивалентность и обосновать значение антропологического и ценностного подхода в рамках динамического рассмотрения проблем культуры.

Интеллектуальная модель «нового средневековья», полученная в результате предпринятого Бердяевым исследования «кризиса культуры», включает в себя как формальный (методологический), так и содержательный аспект. Последний инициирует обсуждение темы явных и скрытых «религиозных войн» в свете поляризации антропологически заданного отношения к смыслу. По мысли Бердяева, к «религиозным войнам» ведет вторичная онтологизация внутреннего конфликта, который условно обозначен им как конфликт между «христианством» («культура» как «путь возвращения к Богу») и «язычеством» («восходящий тип» антропологической религиозности, «варварство»). Данный конфликт развертывается в рамках исторического христианства, переживающего острый внутренний кризис. Нехристианские формы религиозности с этой точки зрения не обязательно противостоят «культурному» христианству, но подобно ему несут в себе двойственный импульс «культуры» и «варварства». Перспектива преодоления деструктивного вектора кризиса культуры связана с раскрытием потенциала свободы, снимающей дихотомию «дня и ночи» в эсхатологической перспективе реализации свободы — творческого самораскрытия личности на путях ответственного смыслополагания.


Ключевые слова: Философия культуры Н.Бердяева, кризис культуры, новое средневековье, антропологическая религиозность, специфика современного христианства, «религиозные войны».
Распечатать страницу