Философия в системе учебно-научных семинаров:интерактивная практика МГИМО

Философия в системе учебно-научных семинаров:интерактивная практика МГИМО

Авторы: Силантьева Маргарита Вениаминовна ЧИТАТЬ PDF
Силантьева М.В. Философия в системе учебно-научных семинаров:интерактивная практика МГИМО / М.В.Силантьева // Известия Южного федерального университета. — №5. — С. 27-34.

В статье рассмотрены основные подходы к современному образованию на основе современной философии образования, диверсифицирующей знание в рамках эпистемологического переворота начала и середины ХХ века. С опорой на комментарии отечественных и зарубежных авторов, реконструирована модель, согласно которой образовательные стратегии строятся с учетом «культурологического парадокса». Этот парадокс предполагает, что, с одной стороны, познание неизбежно включает в себя имплицитно присущую ему «картину мира», которая не является предметом рефлексии; с другой стороны, познание всегда направлено на «вещь саму по себе», а не только на наши представления о ней. Трудности, которые возникают сегодня в результате все более интенсивного информационного и культурного обмена, требуют таким образом дополнительного внимания к методологическим сторонам организации процесса получения знаний. В качестве перспективной и чрезвычайно востребованной модели такого рода описана структура интерактивных научно-учебных семинаров, проводимых на базе МГИМО. Кратко приведена история формирования данной стратегии в пространстве отечественного образования, берущая начало в советский период (семинары с участием физиков, биологов и философов, среди неформальных организаторов которых были такие выдающиеся философы и педагоги, как А.Г.Спиркин и А.Ф.Лосев). Обоснована необходимость использования описанной интерактивной модели в процессе обучения специалистов-международников, и также в любой полиэтничной и поликультурной образовательной среде. Подчеркнуто особое значение интерактивных научно-учебных семинаров для поствузовской подготовки с квалификацией «ученый-исследователь», обеспечивающей качественно новый уровень профессионализма, основанного на свободной ориентации в широком спектре методологических вопросов.

Ключевые слова: философия образования, образование и культура, влияние эпистемологического поворота на обучение и образование, «культурологический парадокс» в современной образовательной среде, интерактивные научно-учебные семинары на базе МГИМО.
Распечатать страницу