Инициатива «один пояс, один путь» — китайский план электрификации развивающихся стран

Инициатива «один пояс, один путь» — китайский план электрификации развивающихся стран

Авторы: Калашников Денис Борисович, Митрофанова Ирина Борисовна ЧИТАТЬ PDF
ЧИТАТЬ
Калашников Д.Б. Инициатива «один пояс, один путь» — китайский план электрификации развивающихся стран / Д.Б.Калашников, И.Б.Митрофанова — Текст : непосредственный // Горизонты экономики. — 2020. — №1. — С. 72-80.

Проблема. Китайская Инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП) часто представляется как проект развития транспортной инфраструктуры для связи разобщенных рынков. В заявлениях китайского руководства Инициатива позиционируется как проект индустриализации развивающихся стран. Каковы истинные цели ОПОП, каким образом Инициатива может способствовать промышленному развитию принимающих стран?



Цель. Показать, что в основе Инициативы находится электрификация развивающихся стран, позволяющая осуществлять их комплексную индустриализацию по образцу плана ГОЭЛРО.



Методология. Междисциплинарный системный подход на основе теорий мировой экономики и экономической географии и соответствующих методов исследования.



Результаты. Одной из главных проблем индустриализации развивающихся стран является дефицит электроэнергии. В отраслевой структуре прямых инвестиций и инженерно-строительных подрядов китайских компаний в странах-участницах Инициативы преобладают проекты в сфере энергетики, с которых, как правило, начинается сотрудничество. Проекты транспортной инфраструктуры осуществляются на втором этапе, на третьем появляются производственные проекты малого и среднего бизнеса. Китайские ученые рассчитали варианты потребности в электроэнергии для многих стран мира, и на основе этих данных оценивают перспективы проектов ОПОП. В географии энергетических и транспортных проектов видны два главных вектора развития — Африка южнее Сахары и Юго-Восточная Азия.



Выводы. Инициатива способствует индустриализации развивающихся стран на основе электрификации, позволяющей создавать территориально-производственные комплексы, где китайские компании координируют использование ресурсов и инфраструктуры, строят глобальные цепочки создания стоимости (ГЦС). Конфигурация транспортных путей свидетельствует о направленности будущих потоков сырья и продукции не только из Китая или в Китай, но и между участвующими в китайских ГЦС странами.

Ключевые слова: Китай; индустриализация; догоняющее развитие; территориально-производственный комплекс; ТПК; Один пояс, один путь; электрификация; ГЦС; прямые инвестиции.
Распечатать страницу