Исламский фактор в политическом развитии Палестины

Исламский фактор в политическом развитии Палестины

Авторы: Крылов Александр Владимирович, Морозов Владимир Михайлович ЧИТАТЬ
Крылов А.В. Исламский фактор в политическом развитии Палестины / А.В.Крылов, В.М.Морозов // Межконфессиональная миссия, М., №21, 2017. — С. 32-40.

В статье основное внимание фокусируется на исламском факторе в контексте продолжающегося палестино-израильсого конфликта. Мусульманская религия и ценности исламской культуры и традиции сыграли значительную роль в истории Палестины. На протяжении почти 13 веков вплоть до окончания Первой мировой войны и начала массовой сионисткой иммиграции в Палестину ислам был основной религией в стране. Вся история Палестины отражает эволюцию ислама от первого пророка Адама до важнейших событий, связанных с жизнью пророка Мухаммеда. Храмовая гора в Иерусалиме стала важнейшей религиозной святыней для мусульман всего мира после Мекки и Медины. Для мусульман Палестина — это важнейшее по святости место еще и потому, что здесь родились и похоронены прародители арабов и пророков, упомянутые в Коране. В статье освещаются основные этапы и важнейшие события исламской истории Палестины, анализируется религиозный состав палестинского общества, предпринимается попытка ответить на крайне сложный вопрос о происхождении палестинцев как народа.

В статье раскрываются причины, оказавшие влияние на то, что религиозный фактор долгое время оставался в тени палестино-израильского противостояния, и в Палестинском движении сопротивления долгое время господствовали различные светские формы национализма и представлений о социальном равенстве. Процесс конституционного и квазигосударственного строительства тоже направлялся светскими политиками. Не случайно доминирующие на территории контроля Палестинской национальной администрации на Западном берегу реки Иордан законы и порядки в большей степени соответствуют светскому праву.

Совершенно иная ситуация сложилась в секторе Газа. Здесь сначала египетская, а затем израильская оккупация способствовали радикализации значительной части обездоленного населения, в основном жителей палестинских лагерей беженцев и безработной молодежи. Оформившееся в конце 1970-х — начале 1980-х годов экстремистские исламистские политические образования ХАМАС и «Исламский джихад» до сих пор пользуются в Газе достаточно большой популярностью.

В статье раскрывается история становления и развития ХАМАС и аффилированных с этим движением джихадистских группировок, анализируется хартия организации, ее идеологические и политические установки, цели и используемые методы их достижения. Авторы приходят к выводу, что, несмотря на продолжающуюся оккупацию и тотальную блокаду сектора Газа, радикалы-исламисты не смогли занять доминирующее положение в палестинском обществе. Основная масса палестинцев по-прежнему выступает за создание светского государства. Прямым доказательством тому является тот факт, что рейтинг популярности ХАМАС и иных радикальных фундаменталистских группировок постоянно снижается.


Ключевые слова: Ислам, Палестина, Западный берег, сектор Газа, палестинская проблема, палестино-израильский конфликт, Государство Израиль, «Братья-мусульмане», ХАМАС, «Исламский джихад», терроризм, исламский радикализм.
Распечатать страницу