Коммуникация как способ трансляции интенционального опыта локальных культур

Коммуникация как способ трансляции интенционального опыта локальных культур

Авторы: Силантьева Маргарита Вениаминовна ЧИТАТЬ PDF
ЧИТАТЬ
Силантьева М.В. Коммуникация как способ трансляции интенционального опыта локальных культур / М.В.Силантьева // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. №4 (23), 2016. – С. 49-55.

Обращение современной коммуникативистики к теоретико-методологическим наработкам философии культуры – результат стремления к целостному видению взаимодействия разнородных структур, объединяемых в акте коммуникации. Это позволяет, основываясь на диалектике общего, особенного и единичного, а также опираясь на идеи экзистенциальной диалектики и персонализма, сформулировать некоторые принципы динамического понимания процесса общения и выявить условия его результативности.
Данный подход полагает «единицей понимания» «непустой» коммуникативный акт, взятый одновременно в лингвистическом и экстралингвистическом (этнопсихологический, исторический, когнитивный, семантический, социологический и т.д. аспекты) измерениях.Функциональный подход к изучению лингвистического измерения коммуникативного акта (различающий физический и логический типы существования), в сочетании с антисубстанциализмом, позволяет выделить роль абстрактных «метафизических» понятий (универсалий) для решения лингво-коммуникативных задач.
Анализ коммуникативного акта в семантическом измерении позволяет рассмотреть его как уникальное коммуникативное событие, имеющее универсальную структуру, за счет выделения динамических компонентов этого процесса, представляющего собой отчасти суперпозицию, отчасти интерференцию концептов (ризому). При этом ризомное единство концептов обеспечивает не только информационное содержание сообщения, но также индуцирует сопутствующие ему «фоновые» знания (оценки, ссылки и гиперссылки, интенции, модальности, императивы и т.д.), составляющие прагматический уровень бытования концепта. Интенциональный аспект коммуникации, ориентирующий коммуникаторов на «сущность», «цель» и «смысл» (в динамическом понимании) отсылает к Другому как данности и одновременно открытому проекту; задает «горизонт» коммуникативного события, создавая тем самым пространство общения как пространство культуры и конституируя поле открытых универсалий, определяющих саму возможность  договориться. Важность такого подхода для сферы международных отношений трудно переоценить.

Ключевые слова: Межкультурная коммуникация, международные отношения, философия культуры, коммуникативный акт, концепт, концепт-гештальт, концепт-паттерн, массовое сознание.
Распечатать страницу