Отношения внутри бинарной оппозиции в творчестве Симин Бехбахани

Отношения внутри бинарной оппозиции в творчестве Симин Бехбахани

Авторы: Березина Анна Владимировна
Березина А.В. Отношения внутри бинарной оппозиции в творчестве Симин Бехбахани / А.В.Березина // Филологические науки в МГИМО. — 2018. — №13. — С. 98-103.

Симин Бехбахани (1927–2014) — всемирно известная иранская поэтесса, которая дважды была номинирована на Нобелевскую премию. Данное исследование направлено на выявление в ее творческом наследии дескрипции отношений в пределах бинарной оппозиции «мужчина-женщина». Методологической основой работы послужил инструментарий феминистской литературной критики.

В своем раннем творчестве Бехбахани попадает в ловушку, подготовленную системой патриархальной культуры и языка, отражающих маскулинизированное сознание, так как пробует идентифицировать себя в мужской парадигме, совпадающей по своим основным параметрам с общечеловеческой. Образ мужчины часто наделен негативными характеристиками, а женщина представлена в образе жертвы. Данная психологическая установка совпадает с устойчивой в современном для поэтессы обществе нормой гегемонной маскулинности в соответствии с мужским хабитусом лидерства и доминирования. Вопрос равенства мужчины и женщины является сквозным лейтмотивом в творчестве Симин Бехбахани. Она подчеркивает желаемый статус женщины в качестве равного партнера, в рамках дихотомической пары признает исключительно паритетные отношения, союз с мужчиной мыслит как гармоничное взаимодействие состоявшихся личностей, основанное на осознанном подходе к слиянию двух сердец.

Приведенные в статье стихотворения Симин Бехбахани впервые переведены на русский язык автором работы.

Ключевые слова: Симин Бехбахани, гендерный дискурс, феминистская литературная критика, бинарная оппозиция, феминность, маскулинность
Распечатать страницу