Оценка и пути повышения качества высшего образования. Российский и международный опыт

Оценка и пути повышения качества высшего образования. Российский и международный опыт

Авторы: Винокурова Ольга Семеновна ЧИТАТЬ
Винокурова О.С. Оценка и пути повышения качества высшего образования. Российский и международный опыт / О.С.Винокурова // Человеческий капитал. — 2018. — 11(119). — С.16-24.

Вопросы качества образования являются особенно актуальными в условиях коммерциализации ВУЗов и растущей необходимости оплачивать высшее образование учащимися. Студенты, являющиеся на волне коммерциализации образования клиентами ВУЗов, предъявляют повышенный спрос на качественную услугу при выборе учебного заведения. На фоне популярности международной системы рейтингов, в качестве главного критерия успешности ВУЗа использующей исследовательскую деятельность учреждения, и российской национальной методики оценивания качества образования по 4 группам (открытость и доступность информации, комфортность учебного процесса, доброжелательность и компетентность преподавателей, удовлетворенность качеством преподавания) автор ставит вопрос о недостаточном рассмотрении качества преподавания как ведущего компонента, определяющего результативность студента. В данной статье автор изучает использующиеся в методических рекомендациях и Федеральных государственных образовательных стандартах России критерии оценки образовательной деятельности и рассуждает о необходимости баланса между преподавательской и исследовательской деятельностью. Автор рассматривает широко используемые в международной практике подходы при оценке качества преподавания: подход «добавленной стоимости» и «двойной петли», отмечает их неоднозначность и невозможность выведения зависимости результативности учащихся от одной характеристики преподавателя или образовательного процесса. Автор предлагает рассматривать три группы показателей — показатели личностного, институционального и внешнего уровня — при разработке стратегии повышения качества образования, формулирует требования к данным показателям и объясняет важность скоординированной политики на трех уровнях.


Ключевые слова: Качество образования, критерии оценки, ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт), подход «добавленная стоимость», подход «двойная петля».
Распечатать страницу