Проблема подготовки научно-педагогических кадров в высшей школе

Проблема подготовки научно-педагогических кадров в высшей школе

Авторы: Рустамова Лейли Рустамовна, Хохлова Наталья Ивановна
Хохлова Н.И. Проблема подготовки научно-педагогических кадров в высшей школе / Н.И.Хохлова, Л.Р.Рустамова // Вестник Брянского государственного университета. — 2017. — №4 (34). — С. 335-342.

Проблема преобразования системы подготовки научно-педагогических кадров после периода постсоветского реформирования государственного устройства страны встала остро и до сих пор остается актуальной, поскольку высшая школа серьезно пострадала в условиях сокращения сотрудников высшей школы, необходимости кардинальной смены идеологии развития фундаментальной науки. Последствия постсоветского периода и сейчас сказываются на качестве подготовки научно-педагогических кадров. В то же время, стало ясно, что именно подготовка высококвалифицированных специалистов с аналитическими способностями становится важным фактором повышения конкурентоспособности страны на международной арене в условиях расширения участия Российской Федерации в процессах глобализации политики и образовательной сферы. В исследованиях авторитетных российских ученых ставились вопросы реформирования и разработки программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, что инициировало дискуссию относительного того, какие меры по реформированию системы подготовки кадров высшей школы должны быть приняты представителями руководящих органов, ответственных за смену научно-педагогических кадров. В 2000-х годах началось проведение комплекса мер по повышению качества подготовки научных кадров и конкурентоспособности отечественной науки. Ряд принятых нормативных документов внес изменения в существовавший порядок работы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, диссертационных советов. Были внесены коррективы в порядок лицензирования и государственной аккредитации послевузовских образовательных программ, утвержден регламент открытия докторантур и аспирантур в высших учебных заведениях и научных организациях. В 2013 и 2014 гг. был принят ряд законов, которые должны были качественно поменять порядок подготовки аспирантов очной и заочной форм обучения, фактически приравняв аспирантуру (адьюнктуру) от послевузовского образования к третей ступени высшего образования. Поскольку с момента введения новой формы обучения уже прошло три года, можно прийти к некоторым выводам относительно того, насколько поменялся процесс обучения в аспирантуре и какие проблемы данные нововведения сумели решить, а какие проблемы в системе подготовки кадров высшей школы остались. Целью данного исследования является анализ основных проблем при подготовке педагогических кадров в Высшей школе и реформ, направленных на улучшение системы подготовки профессорско-преподавательского состава.

Ключевые слова: Аспирантура, кадры высшей школы, соискательство, профессорско-преподавательский состав, выпускная квалификационная работа, диссертация, postgraduate study, stuff of the high school, external phd student, high school senior personnel
Распечатать страницу