Роль мифа в актуальных идентификационных программах: изучение процессов ремифологизации права в научно-образовательном пространстве современной России

Роль мифа в актуальных идентификационных программах: изучение процессов ремифологизации права в научно-образовательном пространстве современной России

Авторы: Силантьева Маргарита Вениаминовна ЧИТАТЬ PDF
ЧИТАТЬ
Силантьева М.В. Роль мифа в актуальных идентификационных программах: изучение процессов ремифологизации права в научно-образовательном пространстве современной России / М.В.Силантьева // Право и управление. ХХI век. – 2018. – №4 (49). – С. 12-20.

В статье проанализирован вопрос о роли мифа в идентификационных программах индивидуального и группового  типов, связанных с активизацией этноправа на уровне просветительских, образовательных и научно-исследовательских институций. Наличие культурных центров, развивающих исследования в области изучения традиций и обычаев (например, при изучении национальных языков), демонстрирует наличие интереса граждан к идеям «малой родины», уточнению их места в общегражданской идентификационной модели и соотношению этноправа с гражданским правом. Автор ставит вопрос о соотношении типов правосознания с процессами политизации права (в том числе, в качестве учебной дисциплины); рассматривает соотношение идеологических проекций различных исследовательских подходов с самими этими исследовательскими подходами.

Материалы и методы. Материалом для проведенной начной работы послужили программы и проекты, реализуемые в рамках изучения этноправа и философии права в различных вузах и исследовательских центрах России, а также научные результаты детельности подорбных центров, представленные в книгах и статьях, а также в научно-популярной литературе. Методологическую основу исследования составляет метод горизонтального и вертикального компаративного анализа, позволяющий уяснить соотношение различных дисциплин, связанных с этноправом, между собой; а также проследить их генезис и современное состояние по узловым точкам, влияющим на выбор идентификационных предпочтений.

Результаты исследования. В работе показано, что ремифологизация права в научно-образовательном пространстве современной России  является следствием активизации социокультурных процессов на региональном и локальном уровне. Их пусковым механизмом явилась условная децентрализация, имеющая место вследствие политических преобразований последних тридцати лет, а результатом — распространение интереса к национальным языкам, культуре и обычаям, имеющее как сугубо научное и образовательное, так и (при определенных условиях) идеологическое значение. Как следствие, ремифологизация права составляет, с одной стороны, добротную основу гражданского самосознания, наполняя его формализованные предписания смыслом, почерпнутым из непосредственных отношений между людьми. С другой стороны, усиление акцента на архаической форме регуляции социальных отношений с помощью этноправа может способствовать критическому усилению тенденции регионализации. Динамическое равновесие права и обычая, таким образом, требует регулярных усилий по корректировке соответствующих образовательных программ и подготовки кадров высокой квалификации, способных работать с различными категориями учащихся.

Обсуждение и заключение. В работе выделены и описаны основные направления развития философии права, связанной с юридической антропологией; раскрыты возможные пути совершенствования образовательных программ с учетом того идеологического влияния, которое может при определенных условиях оказывать на сознание обучаемых идеологический вектор интерпретации этноправа. Особое значение в данной связи имеет преподавание гражданского права, а также философии и смежных дисциплин, способствующих формированию осознанной гражданской позиции.

Ключевые слова: Ремифологизация права, этноправоведение, обычай, позитивное право, естественно-правовая и позитивны школы правоведения, юридическая антропология, философия культуры.
Распечатать страницу