Союзники России: Формальные обязательства и фактическое сотрудничество

Союзники России: Формальные обязательства и фактическое сотрудничество

Авторы: Макарычева Анна Владимировна , Силаев Николай Юрьевич, Фомин Иван Владленович, Шавлай Эллина Петровна ЧИТАТЬ PDF
Союзники России: Формальные обязательства и фактическое сотрудничество / И.В.Фомин, Н.Ю.Силаев, А.В.Макарычева, С.А.Столярова, Э.П.Шавлай // Международные процессы. — 2019. — Т. 17. №2 (57). — С. 101-130.

В статье рассматривается вопрос о соотношении формальных (юридически оформленных) военно-политических союзов и фактической военно-политической кооперации во внешней политике России. На основании ряда параметров военно-политического сотрудничества России с ее партнерами проведено количественное исследование, позволившее оценить, в какой степени наличие у России официальных союзнических обязательств с той или иной страной связано с уровнем интенсивности и устойчивости фактического сотрудничества между двумя странами. Для оценки уровней фактической военно-политической кооперации между Россией и ее партнерами использованы четыре показателя: долевой объем российских вооружений в общем объеме вооружений, поставляемых в страну, количество совместных с Россией военных учений, наличие на территории страны российской военной базы и уровень совпадения позиции страны с позицией России при голосовании в Генеральной Ассамблее ООН. Проведенный анализ показал, что во внешней политике России не прослеживается значимой линейной связи между провозглашенным союзничеством и фактическим военным сотрудничеством и что наличие формального, то есть зафиксированного в договоре, союза статистически значимо коррелирует только с одним показателем сотрудничества между странами — с уровнем совпадения позиций при голосованиях в Генеральной Ассамблее ООН. Полученные результаты позволили сформулировать гипотезу о том, что в российской внешней политике формальные союзы играют роль механизма, обеспечивающего выполнение партнерами России своих обязательств в рамках сделок по обмену российских военных ресурсов на ресурсы международной политической поддержки. Кроме того, на основании собранных данных составлена четырехчастная типология партнеров России, предполагающая их деление на четыре типа в зависимости от уровня фактической военно-политической кооперации и наличия или отсутствия юридически закрепленных союзнических обязательств. Показано, что число официальных союзников Москвы, которые в реальности почти не сотрудничают с ней в военно-политической сфере, оказалось в полтора раза больше числа государств, для которых договорные обязательства сопряжены с действительной кооперацией..

Распечатать страницу