Ионова Анна Михайловна
- Доцент, заместитель заведующего кафедрой
- Кафедра немецкого языка
В 1995 г. закончила с отличием факультет иностранных языков Московского педагогического государственного университета им. Ленина по специальности «учитель немецкого и английского языков».
Общий педагогический стаж — с февраля 1994 г.
Стаж работы в МГИМО — с августа 1995 г. В июне 2002 г. переведена на должность старшего преподавателя. В сентябре 2014 г. переведена на должность доцента кафедры, с августа 2015 г. — заместитель заведующего кафедрой немецкого языка.
На кафедре преподает практику языка на 1–4 курсах. Осуществляет подготовку и переработку учебных программ, фондов оценочных средств, срезовых тестов, текущих контрольных работ, экзаменационных и зачетных материалов.
2001–2011 гг. — куратор работы групп третьего языка.
С сентября 2012 г. — Сопредседатель методического совета кафедры.
С декабря 2012 г. — член Ученого Совета факультета Международных отношений.
С ноября 2017г. — член аттестационной комиссии факультета Международных отношений.
2008–2010 гг. — приняла участие в составлении учебных программ для основного и второго языка (Уровни А1-С1).
2009 г. — составитель учебной программы для третьего языка (уровни А1-В2).
В апреле — мае 2011 г. приняла участие в разработке критериев оценки устного ответа студентов на экзамене (Уровень B1).
Повышение квалификации:
В 2007 г. закончила двухгодичные курсы повышения квалификации в рамках международного проекта на базе методических комплексов, разработанных институтом им Гете (ФРГ) и Университетом г. Кассель (ФРГ) по «Теории и практике преподавания немецкого языка как иностранного» (для кураторов проекта) под руководством доц. Кириной Т. П. В рамках этого семинара было успешно написано 8 тестов общим объемом 5,5 печатных листов.
В составе группы преподавателей осуществляла в 2007–2009 гг. подготовку преподавателей немецкого языка в рамках проекта на базе методических комплексов, разработанных институтом им. Гете (ФРГ) и университетом г. Кассель (ФРГ) по «Теории и практике преподавания немецкого языка как иностранного».
Принимала участие в работе семинаров Института им. Гете:
- 26–30.01.04 — «Fehler und Fehlerkorrektur»
- 24–28.01.05 — «Lernerautonomie und Lernstrategien. Deutschunterricht planen. Planung und Durchführung von Präsenzphasen.»
- 23–25.01.06 — «Spiele im Deutschunterricht, Planung von Präsenzphasen, Fernstudiendidaktik.»
- 5–6.03.05 — «Profile Deutsch — Grundlagen»
- 27–28.02.07 — «Arbeit mit der neuen Testgeneration im Fernstudienprojekt: Analyse, Probleme, Lösungen»
С 29.06.2008 по 12.07.2008 — принимала участие в семинаре по повышению квалификации для преподавателей, занимающихся повышением квалификации преподавателей немецкого языка в г. Бонн (Германия).
С 03.08.09 по 08.08.09 — приняла участие в 14-й Международной Конференции преподавателей немецкого языка, проходившей в г. Йена и Ваймар (ФРГ), где участвовала в работе секции «Навыки владения иностранным языком: услышать друг друга, говорить друг с другом», в рамках которой представила постер-презентацию «Аудирование и говорение как комплексные навыки при обучении дискуссионному общению студентов-международников».
С 18 по 29 июля 2011 г. приняла участие в двухнедельном семинаре в г. Дюссельдорф (ФРГ). Темы семинара: «Методика обучения немецкому языку как иностранному», «Работа с учебной платформой Moodle на уроках немецкого языка как иностранного». Программа семинара включала 62 часа занятий по инновационным методам обучения иностранным языкам.
4–5 октября 2013 г. приняла участие в международной научно-практической конференции «Магия ИННО: новые технологии в языковой подготовке специалистов-международников», приуроченной к 70-лению факультета Международных отношений, в рамках которой выступила с докладом «Лингвокультурологический аспект в обучении немецкому языку студентов бакалавриата по направлению подготовки «международные отношения»».
С 27.01.2015 по 02.02.2015 приняла участие в Форуме специалистов России и Германии, организованном Институтом Политики и Экономики Haus Rissen, г. Гамбург. Германия.
24–25 апреля 2015 г. приняла участие во Второй международной научно-практической конференции «Магия ИННО: новое в исследовании языка и методике его преподавания», в рамках которой выступила с докладом «Особенность профессионально ориентированного обучения немецкому языку студентов бакалавриата».
3–4 декабря 2015 г. приняла участие в работе I Международной конференции «Иностранные языки в науке и образовании: проблемы и перспективы», организованной Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», в рамках которой выступила с докладом «Лингвокультурологические концепты как основа обучения иностранному языку, как языку профессионального общения».
В 2016 г. входила в оргкомитет Межвузовской научно-практической конференции «Традиции и инновации в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе», организованной кафедрой немецкого языка МГИМО МИД России и проведенной 8 апреля 2016 г., на которой выступила с докладом на тему: «Критерии экзаменационной оценки студентов бакалавриата (Уровень В1)».
14–16 апреля 2016 г. приняла участие в работе I Международной научно-практической конференции «Диалог культур. Культура диалога: в поисках передовых социогуманитарных практик», организованной Институтом иностранных языков Московского городского педагогического университета, в рамках которой выступила с докладом «Лингвокультурологические концепты как основа обучения иноязычному профессиональному общению».
07–18 ноября 2016г. прошла повышение квалификации по программе «Экспертная деятельность в сфере образования», проводимой Российской академией образования, по окончании которой получила сертификат эксперта в области образования.
08–09 декабря 2016г. приняла участие в работе X-й Конвента РАМИ, г. Москва, МГИМО, в рамках которого выступила с докладом «Актуальные цели обучения иностранному языку студентов бакалавриата МГИМО МИД России».
3–4 марта 2017г. приняла участие в Разработке концепции финала Всероссийской олимпиады по немецкому языку для студентов различных специальностей 2016-2017.
С 31.04.17 по 04.08.17г. приняла участие в 16-й Международной Конференции преподавателей немецкого языка, проходившей в г. Фрибург (Швейцария), где участвовала в работе секции «Лексика и Идиоматика», в рамках которой выступила с докладом «Работа с идиомами и устойчивыми выражениями на занятиях по немецкому языку со студентами, обучающимися по направлению подготовки Международные отношения».
23-25 ноября 2017г. приняла участие в работе Международной научно-практической конференции «Гражданско-патриотическое воспитание молодежи». В рамках работы секции «Политико-правовое направление в гражданско-патриотическом воспитании и образовании молодежи» выступила вместе с доц. Е. М. Игнатовой с совместным докладом «Патриотическое воспитание студентов бакалавриата по направлению подготовки «международные отношения» в рамках обучения иностранному языку».
В 2018 г. входила в оргкомитет II межвузовской научно-практической конференции «Традиции и инновации в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе», организованной кафедрой немецкого языка МГИМО МИД России и проведенной 5-6 апреля 2018 г., на которой выступила с докладом на тему: «Полиподходность в обучении ИЯ для специальных целей»
Научная работа:
Сфера научных интересов: лингводидактика, методика преподавания иностранных языков для профессиональных целей, межкультурный подход, лингвокультурология, развитие компетенции гражданственности.
12 апреля 2012 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему: «Методика обучения профессионально ориентированному устному общению студентов бакалавриата на основе лингвокультурологического подхода (направление подготовки 031900 «Международные отношения», немецкий язык) (специальность 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания, иностранный язык), научный руководитель доктор педагогических наук, профессор А. В. Щепилова.
Приказом Минобрнауки России №763-нк от 11.12.2012 (Приложение № 4) А.М.Ионовой присвоена ученая степень «кандидат педагогических наук».
05.09.2018 г. Приказом Минобрнауки России А. М. Ионовой присвоено ученое звание «доцент».
Научные труды:
-
Опубликовано 27 научных трудов общим объемом 11 п.л.
-
Учебно-методические труды (общий объем — 107,7 п.л.):
-
Является автором Учебного пособия по домашнему чтению (Уровень В1), соавтором трех учебных пособий, а также редактором шести учебных пособий.
Методическая работа:
Ионова А.М. является сопредседателем методического совета кафедры.
Методические доклады на заседаниях кафедры:
- «Проведение тестов-срезов как часть проверки знаний студентов»
- «Итоги проведения первых тестов-срезов как часть проверки знаний студентов»
- «Аудирование и говорение как комбинированные навыки при обучении дискуссионному общению» (Постер-презентация)
- «Принципы планирования урока немецкого языка» (16.10.2014)
- В январе 2014 г. организовала и провела методический семинар для преподавателей кафедры по теме: «Проблемы составления и проверки тестов».
Курсы: немецкий язык.
Ionova Anna Mikhailovna
Associate Professor
The German Language Department
Cand. Sc (Education)
Pedagogical experience — since 1994, work experience at MGIMO University — since 1995.
Graduate of the Faculty of Foreign Language of Moscow State University of Education (1990–1995, honours degree).
On April 12, 2012, defended a PhD thesis on «Methodology of teaching of professionally-oriented oral speach for Bachelor students basing on the lingua-cultural approach (field of study 031900 ‘International relations’, German language) (specialization 13.00.02 — theory and methods of teaching and educating, foreign language).
Area of expertise: methodology of teaching of foreign languages, intercultural approach, cultural linguistics.
The subjects of scientific papers are related to the trends in the methodology of teaching of foreign languages.
Total work experience: since 1994; work experience in the profession since 1994 and at MGIMO University: since 1996, teaches German as the first and second foreign language in all courses of the Bachelor’s program.
Since September 2012 exercises the duties of the expert of the Methodological Board of The German Language Department at MGIMO University.
Has 27 scientific publications.
Is fluent in German and English.
The volume of scientific papers — 11 printed sheets, the volume of methodology publications is 107,7 printed sheets.
Annually undergoes advanced training and participates in scientific conferences in Russia and abroad.
Anna M. Ionova
Dozentin des Lehrstuhls für Deutsche Sprache
PhD (Doktor der Pädagogik)
gesamte Berufserfahrung — seit 1994
pädagogische Erfahrung — seit 1994
berufliche Erfahrung an der MGIMO-Universität — seit 1995
Absolventin des Staatlichen Pädagogischen Instituts zu Moskau (1990-1995, Fakultät für Fremdsprachen, Diplom mit Auszeichnung)
12.April 2012 — Promotion an der Russischen Bildungsakademie (Moskau) zum Thema «Methodik der Entwicklung von Fertigkeiten der mündlichen Kommunikation bei den Bachelor-Studenten auf der Grundlage des kulturwissenschaftlichen Ansatzes (Fachrichtung «Internationale Beziehungen»)»
Wissenschaftliche Schwerpunkte und Interessen: Methodik des Fremdsprachenunterrichtes (DaF)
Kurse und Veranstaltungen: Deutsch als Erst- und Zweitsprache in allen Studienjahren des Bachelorstudienganges
Sprachkenntnisse: fließend Deutsch in Wort und Schrift, kann auch Englisch lesen und mündlich verstehen
Publikationen: Mitautorin von 3 Lehrbüchern, Autorin von mehreren Lehrmaterialien sowie 27 wissenschaftlichen Publikationen zu Methodik des Fremdsprachenunterrichtes, Redaktorin von 6 Lehrbüchern
Teilnahme an 20 wissenschaftlichen Konferenzen von 2005 bis z. Z.
ПУБЛИКАЦИИ
-
Традиции и инновации в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе
-
Немецкий язык. 6 класс. Горизонты. Лексика и грамматика. Сборник упражнений
-
Немецкий язык. Рабочая тетрадь. 11 класс. Серия Вундеркинды Плюс
-
Немецкий? Это же круто! - Deutsch? Ist echt cool!
-
Второй иностранный язык в средней школе: осознанная необходимость
-
К вопросу о подходах к обучению иностранному языку для специальных целей
-
Патриотическое воспитание студентов бакалавриата на ранних этапах обучения иностранному языку
-
Немецкий язык. 5 класс. Горизонты. Лексика и грамматика. Сборник упражнений
-
Немецкий язык: Германия: географическое положение, население, политика = Deutschland: Geografie, Bevölkerung, Politik
-
Немецкий язык: учеб. пособие по домашнему чтению: уровень В2
-
Немецкий язык. Учебное пособие по домашнему чтению (Уровни А2-В1)
-
Профессиональная направленность языковой подготовки по немецкому языку в неязыковом вузе
-
Патриотическое воспитание студентов бакалавриата по направлению подготовки «международные отношения» в рамках обучения иностранному языку
-
Обучение иноязычному общению в политическом дискурсе на материале идиом в контексте лингвокультурологического подхода
-
Формирование компетенции гражданственности на ранних этапах обучения иностранному языку для специальных целей
-
Немецкий язык: тренировочные тестовые задания для подготовки к вступительному экзамену
-
Лингвокультурологические концепты как основа обучения иноязычному профессиональному общению
-
Критерии экзаменационной оценки студентов бакалавриата (Уровень В1)
-
Традиции и инновации в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе: материалы межвузовской научно-практической конференции (Москва, 8 апреля 2016г.)
-
Микротекст как основа формирования навыков монологической речи у студентов бакалавриата
-
Практика использования критериев оценки экзаменационных ответов студентов бакалавриата (Уровень В1)
-
Проверка уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов на основе микротекста
-
Methodological framework for developing cultural studies tasks based on german television programs
-
Метро, троллейбус, трамвай — читай, используй, изучай! (Общественный транспорт в России)
-
Особенность профессионально ориентированного обучения немецкому языку студентов бакалавриата
-
Уроки немецкого. В 2 ч. Часть 2. Уровень В1
-
Уроки немецкого. Учебное пособие в двух частях. Часть 1. Уровень В1
-
Лингвокультурологический аспект в обучении немецкому языку студентов бакалавриата по направлению подготовки «международные отношения»
-
Опыт использования лингвокультурологических научных данных в методике обучения языкам
-
Особенности обучения профессиональному общению студентов-международников
-
Лингвокультурологический подход к обучению профессиональному общению студентов-международников
-
Концепт "ORDNUNG" с позиции лингвокультурологического подхода к обучению иноязычному общению
-
Методика обучения профессионально ориентированному общению студентов-международников
-
Комплекс упражнений для обучения общению на основе лингвокультурологического концепта "Ordnung" (на начальном этапе обучения)
-
Обучение студентов-международников умениям дискуссионного общения как профессионально значимым умениям
-
Дискуссия в политическом дискурсе: проблемы обучения
-
Проблемы обучения дискуссионному общению на иностранном языке студентов-международников
-
Особенности обучения дискуссионному общению студентов-международников
-
Hören und Sprechen als kombinierte Fertgkeiten des kommunikativen Sprachhandelns in der Diskussion (im Fach Internatinale Beziehungen)
-
Немецкий язык. Учебное пособие для продолжающих (уровни А2 – В1)
-
Учебное пособие по немецкому языку по мультимедийной программе к фильму "Die Brüder Grimm"
Курсы
- Немецкий язык (МО)
- Немецкий язык (второй иностранный язык, МО, Зарубежное регионоведение)
- Немецкий язык (второй иностранный язык, ФП, магистратура)
- Немецкий язык (второй иностранный) (МИЭП, менеджмент)
- Немецкий язык (МИЭП, менеджмент)
- Немецкий язык (второй иностранный) (МИЭП, МО)
- Немецкий язык (второй иностранный) (МИЭП, реклама и связи с общественностью)
- Немецкий язык (МИЭП, реклама и связи с общественностью)
- Немецкий язык (второй иностранный) (МИЭП, экономика)
- Немецкий язык (МИЭП, экономика)
- Немецкий язык (второй иностранный) (МИЭП, юриспруденция)
- Немецкий язык (МИЭП, юриспруденция)
- Немецкий язык (второй иностранный) (МЖ, журналистика)
- Немецкий язык (МЖ, журналистика)
- Немецкий язык (МЖ, реклама и связи с общественностью)
- Немецкий язык (МИЭП, МО)
- Немецкий язык (МО, международные отношения)
- Немецкий язык (МО, зарубежное регионоведение)
- Немецкий язык (второй иностранный) (ФП, политология)
- Немецкий язык (второй иностранный) (ФП, международные отношения)
- Немецкий язык (второй иностранный) (МП, юриспруденция)
- Немецкий язык (МП, юриспруденция)
- Немецкий язык (основной) (ФП, политология)
- Немецкий язык (основной) (ФП, международные отношения)
- Немецкий язык (второй иностранный) (МЭО, экономика)
- Немецкий язык (МЭО, экономика)
- Немецкий язык (МБДА, Менеджмент)
- Немецкий язык (МБДА, основной, Менеджмент)
- Немецкий язык (второй, МЖ, журналистика)
- Немецкий язык (основной, МЖ, журналистика)
- Немецкий язык (второй, МЖ, Реклама и связи с общественностью)
- Немецкий язык (основной, МЖ, Реклама и связи с общественностью)
- Немецкий язык (второй, МЖ, Социология)
- Немецкий язык (МО, основной, Зарубежное регионоведение)
- Немецкий язык (второй, МО, Международные отношения)
- Немецкий язык (основной, МО, Международные отношения)
- Немецкий язык (МП, основной, Юриспруденция)
- Немецкий язык (МЭО, второй, Экономика)
- Немецкий язык (ФПЭК, второй, Торговое дело)
- Немецкий язык (ФПЭК, основной, Торговое дело)
- Немецкий язык (ФПЭК, второй, Экология и природопользование)
- Немецкий язык (ФПЭК, основной, Экология и природопользование)
- Немецкий язык (ФУП, второй, Государственное и муниципальное управление)
- Немецкий язык (ФУП, основной, Государственное и муниципальное управление)
- Немецкий язык (ФПЭК, второй, Политология)
- Немецкий язык (ФПЭК, второй, Международные отношения)
- Немецкий язык (ФУП, основной, Международные отношения)
- Немецкий язык (ФУП, второй, Международные отношения)
- Немецкий язык (ФУП, основной, МО, Международные отношения)
- Немецкий язык (ФУП, второй, Политология)
- Немецкий язык (ФУП, второй, Политическая экспертиза)
- Немецкий язык (ФУП, основной, Политическая экспертиза)
- Немецкий язык (ФУП, второй, Управление мегаполисом и городской агломерацией)
- Немецкий язык (ФУП, основной, Управление мегаполисом и городской агломерацией)
- Немецкий язык (ФУП, основной, Прикладная экономическая политология и политический менеджмент)
- Немецкий язык (ФУП, второй, Прикладная экономическая политология и политический менеджмент)
- Немецкий язык (МБДА, второй, Менеджмент)
- Немецкий язык (МБДА, первый, Менеджмент)
- Немецкий язык (второй, МЖ, Cвязи с общественностью)
- Немецкий язык (второй, МЖ, Социология массовых коммуникаций)
- Немецкий язык (основной, МИЭП, Мировая экономика и международное энергетическое сотрудничество)
- Немецкий язык (второй, ФУП, мировая политика)
- Немецкий язык (основной, ФУП, мировая политика)
- Немецкий язык (Иностранный язык второй, Зарубежное регионоведение)
- Немецкий язык (профессиональный, Зарубежное регионоведение)
- Немецкий язык (Иностранный язык второй, Внешняя политика и дипломатия России)
- Немецкий язык (Иностранный язык профессиональный, Внешняя политика и дипломатия России)
- Немецкий язык (Иностранный язык второй, Внешняя политика России)
- Немецкий язык (Иностранный язык профессиональный, Внешняя политика России)
- Немецкий язык (Иностранный язык второй, Глобальная политика и международно-политический анализ)
- Немецкий язык (Иностранный язык профессиональный, Глобальная политика и международно-политический анализ)
- Немецкий язык (Иностранный язык второй, Дипломатия и дипломатическая служба)
- Немецкий язык (Иностранный язык профессиональный, Дипломатия и дипломатическая служба)
- Немецкий язык (Иностранный язык второй, Международная политика и транснациональный бизнес)
- Немецкий язык (Иностранный язык профессиональный, Международная политика и транснациональный бизнес)
- Немецкий язык (Иностранный язык второй, Мировая политика)
- Немецкий язык (Иностранный язык профессиональный, Мировая политика)
- Немецкий язык (второй иностранный) (МП, юриспруденция)
- Немецкий язык (МП, основной, Юриспруденция)
- Немецкий язык (МП, Иностранный язык в сфере юриспруденции)
- Немецкий язык (МП, Иностранный язык в сфере юриспруденции)
- Немецкий язык (основной, МБДА, Государственно-частное партнерство)
- Немецкий язык (основной, МБДА, Международный бизнес) Все курсыСкрыть