Кафедра английского языка

Информация

Страница кафедры на сайте odin.mgimo.ru

Кафедра английского языка Одинцовского филиала МГИМО начала работу 1 сентября 2016 года. Главной задачей кафедры с момента создания было и остается обеспечение языковой подготовки студентов бакалавриата и магистратуры всех факультетов в области наиболее востребованного иностранного языка — английского, изучаемого в качестве первого подавляющим большинством студентов. Важность поставленной задачи и необходимость осуществлять обучение студентов по самым разнообразным направлениям подготовки превращает кафедру английского языка в межфакультетский научный союз, работающий с максимальной интенсивностью и являющийся наряду с другими языковыми кафедрами своего рода лицом образовательных программ Одинцовского филиала МГИМО в области иностранных языков.

Преподавание английского языка студентам бакалавриата

В зависимости от стартового уровня подготовки первокурсники бакалавриата начинают изучение общего курса английского языка в рамках одного из трех потоков — начинающего, коррекционного или продолжающего. Потоковая система (streaming) позволяет создать равные условия для изучения английского языка как тем студентам, которые уже имеют серьезную языковую подготовку, так и тем, кто только начинает его изучать. В программах всех трех потоков реализуются единые подходы к процессу обучения, тематическое содержание курсов максимально приближено друг к другу, что позволяет студентам по истечению срока обучения достичь уровня знаний, соответствующего образовательным стандартам МГИМО.

С самого начала обучение ведется по стандартам современной коммуникативной методики, исключающей использование на занятиях русского языка, по учебным пособиям ведущих международных издательств (Oxford University Press, Pearson и др.) и авторским учебникам, разработанным на языковых кафедрах МГИМО. Коммуникативный подход предполагает гармоничное формирование и развитие умений студентов во всех видах речевой деятельности: чтении, аудировании, говорении и письме.

Особое место в совместной работе преподавателя и студентов занимает формирование языкового портфолио — портфеля достижений студента за время обучения. Данная технология способствует развитию рефлексии обучающихся, их способности к самостоятельному анализу своей работы, формированию их независимости и готовности к самообучению. Реализуемая в настоящее время на кафедре английского языка система обучения создавалась и в течение многих лет воплощалась в жизнь на языковых кафедрах МГИМО на пр. Вернадского, где многократно доказала свою эффективность.

В процессе обучения широко применяются мультимедийные средства и специально оборудованные лингафонные кабинеты. Кафедра активно сотрудничает с издательством Pearson, в том числе в вопросах работы с мультимедийной обучающей онлайн-платформой MyEnglishLab и ее компонентом MyGrammarLab. Инновационные возможности данной платформы выводят изучение языка на новый уровень, позволяя студентам наиболее эффективно распределять свои усилия и внимание во время самостоятельной подготовки заданий в цифровой образовательной среде.

Каждому студенту предоставляется свой личный онлайн-кабинет, в котором он выполняет ряд заданных преподавателем упражнений, просматривает видео c объяснением грамматических правил, тренирует произношение, выполняет ряд тестовых заданий как в начале заданной темы (diagnostic test), так и в конце (progress test, exit test). Данная среда позволяет студенту одновременно работать с учебником, выполняя традиционные грамматические упражнения, проверять их, прослушивая правильные варианты ответов в онлайн кабинете, и тренировать при этом произносительные навыки.

Онлайн-ресурс предоставляет возможность преподавателю назначать задания на строго определенный срок, регулировать количество попыток и подсказок. Специальный раздел Gradebook позволяет отслеживать успеваемость каждого учащегося и группы в целом, а также выявлять наиболее распространенные ошибки студентов. Также предусмотрена возможность загрузки дополнительных грамматических упражнений на мобильное устройство (смартфон).

На третьем курсе студенты бакалавриата наряду с общим курсом английского языка начинают изучение языка специальности в соответствии со своим направлением подготовки. Цель данного этапа — максимальная интеграция знаний и умений студента в области иностранного языка в сферу его будущей профессиональной деятельности.

В настоящее время кафедра английского языка ведет преподавание языка специальности по трем направлениям: в области юриспруденции, экономики и управления (менеджмента). Специальный курс языка включает в себя, во-первых, профессионально ориентированный курс в области делового общения, в рамках которого преподавание ведется по новым изданиям УМК лучших мировых издательств (Pearson, Macmillan). Во-вторых, студенты бакалавриата овладевают навыками перевода текстов своей профессиональной тематики с английского языка на русский и наоборот. Обучение переводу в сфере юриспруденции, экономики и управления (менеджмента) ведется по учебным пособиям, созданным авторскими коллективами МГИМО и других ведущих российских вузов. Преподаватели языка специальности имеют профессиональную подготовку и опыт работы не только в области преподавания иностранных языков, но и в области юриспруденции, экономики или управления.

Преподавание английского языка студентам магистратуры

Кафедра английского языка обеспечивает преподавание практического курса профессионального английского языка студентам магистратуры по всем направлениям подготовки. Студенты распределяются в группы в зависимости от стартового уровня владения языком. Количество студентов в группе обычно не превышает десяти. Таким образом максимально учитываются индивидуальные особенности и потребности каждого магистранта, создаются возможности для формирования индивидуальных образовательных траекторий.

Курс английского языка в магистратуре тесно связан со сферой профессиональной деятельности студентов. Обучение ведется по специально разработанным для изучения профессионально-ориентированного английского языка пособиям. В обучении магистрантов используются новейшие учебно-методические материалы ведущих мировых издательств и авторские разработки научных коллективов языковых кафедр МГИМО. Большое внимание уделяется работе с аутентичными текстами англоязычных СМИ.

Коллектив и научная деятельность кафедры

Профессора, доценты, старшие преподаватели и преподаватели кафедры английского языка ведут постоянную работу по разработке и адаптации методических пособий, участвуют в международных, всероссийских, региональных и межвузовских научно-практических конференциях, публикуют статьи в журналах, рецензируемых ВАК и включенных в систему РИНЦ. В составе кафедры работают доктора и кандидаты педагогических и филологических наук. Несколько сотрудников готовятся защитить кандидатские диссертации в течение ближайшего года.

Немалую долю в преподавательском коллективе кафедры составляют молодые специалисты — выпускники магистратуры МГИМО и других ведущих вузов России, имеющие профессиональную подготовку как в области преподавания иностранных языков, так и в сфере юриспруденции, экономики или управления. Совместная работа молодых и опытных преподавателей обеспечивает преемственность традиций высокого уровня преподавания иностранных языков в МГИМО наряду с открытостью кафедры инновационным педагогическим технологиям и широкому использованию в преподавании современных технических возможностей.

Преподаватели кафедры постоянно проходят повышение квалификации, участвуют в программах стажировок. Для сотрудников организованы обучающие семинары как по вопросам методики преподавания английского языка на разных уровнях, так и по практическому использованию мультимедийных образовательных платформ и специальных лингафонных кабинетов.

На кафедре представлено несколько ведущих научных школ: по германским языкам, сравнительно-историческому, типологическому и сопоставительному языкознанию, теории языка и методике его преподавания, языкознанию и литературоведению, теории, методологии и истории социологии образования, которые создали и возглавили ведущие ученые России, такие как Александр Владимирович Кунин, Марк Яковлевич Блох, Нина Васильевна Кузьмина и др.

Научные интересы и темы научных разработок сотрудников кафедры включают: изучение просодии и фоностилистики, индивидуально-авторского стиля, синтаксиса английского языка, системно-функциональных особенностей фразеологизмов, прецедентных имен в образовательном дискурсе, терминов и терминосистем, коммуникативных сбоев, общества знания в контексте глобализации, автономии и самостоятельности обучающихся, иностранного языка для специальных целей, а также филологический анализа текста, стратегиальное чтение, анализ и интерпретацию компетентностного подхода.

Исследования преподавателей кафедры ведутся в рамках таких дисциплин как психолингвистика, культурология, лингвокультурология, методика преподавания иностранных языков, функциональная лингвистика, теория коммуникации, теория и методология художественного перевода, онтолингвистика, лингвостилистика.

Полный текст

Основные разделы