Кафедра русского языка

Информация

English version

МГИМО МИД России был создан в 1944 году. Всего лишь двумя годами позже в МГИМО начали готовить специалистов-международников из зарубежья. Первыми иностранцами, обучавшимися в вузе, стали студенты из Монголии. Преподавание в институте велось на русском языке, следовательно, возникла необходимость обучения иностранных студентов русскому языку. Так был заложен фундамент, на котором впоследствии была создана кафедра русского языка.

Кафедра русского языка за годы своего существования претерпела множество преобразований, но неизменным остается высокий уровень владения русским языком учащимися, прошедшими обучение на нашей кафедре. По своей сути кафедра является общефакультетской, так как ее преподаватели ведут занятия на всех факультетов МГИМО. Кафедра русского языка является одной из ведущих кафедр университета.

Важным событием в истории кафедры стало ее принятие 3-его декабря 1999 г. в члены Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ). Это позволило кафедре включиться в единое информационное пространство, объединяющее всех ведущих российских специалистов в области русского языка и литературы, и открыло новые перспективы для делового и научного сотрудничества с коллегами из других стран.

Главная задача, стоящая перед кафедрой, — языковая подготовка как иностранных, так и российских учащихся. Для успешного решения этой задачи ведется постоянный поиск новых концепций и подходов к преподаванию. Одной из важнейших задач, решаемых кафедрой в настоящее время, является создание вариативной системы обучения, базирующейся на традиционной методике и учитывающей современные социолингвистические требования, предъявляемые к уровню владения иностранным языком.

Основными направлениями деятельности кафедры являются учебно- и научно-методическая работа.

В рамках учебно-методической работы дифференцируется преподавание русского языка как иностранного (для учащихся из стран дальнего зарубежья) и как неродного (для учащихся из стран СНГ), хотя, следует отметить, в последнее время граница между этими категориями учащихся бывает зачастую достаточно условна. Помимо этих направлений ведётся преподавание русского языка российским учащимся, для которых русский язык является родным. В связи с этим на кафедре две секции — «Русский язык для иностранных учащихся» и «Русский язык».

Преподавание русского языка как иностранного строится по уровням:

1-й уровень — начальный этап обучения (подготовительное отделение для иностранных учащихся выделено как самостоятельное направление в работе кафедры, которому уделяется самое серьезное внимание, т. к. на этом этапе формируются языковые знания, навыки и умения, которые станут определяющими в дальнейшей учебной деятельности учащегося);

2-й уровень — бакалавры (русский как основной, второй или третий иностранный язык);

3-й уровень — магистры (русский как основной, второй или третий иностранный язык);

4-й уровень — аспиранты (русский как основной иностранный язык).

В последние годы значительно увеличился поток иностранных стажеров, прибывающих к нам на краткие сроки обучения (1–2 семестра) из стран Азии, Европы и Америки. Для этой категории учащихся кафедрой постоянно разрабатываются и усовершенствуются специальные программы.

В соответствии с современными требованиями важным направлением в работе кафедры стало проведение тестирования иностранных учащихся по русскому языку на базе единых общероссийских тестов, в разработке, подготовке и усовершенствовании которых кафедра также принимала и принимает самое активное участие.

Научно-методическая работа кафедры охватывает широкий круг научных аспектов. Сегодня сфера научных и научно-методических интересов кафедры значительно расширилась по сравнению с предыдущими периодами. Это обусловлено кадровым составом кафедры, увеличением количества преподавателей, имеющих ученую степень и ученое звание. Сейчас на кафедре из 39 преподавателей — 19 доцентов, кандидатов наук, 16 старших преподавателей и 4 преподавателя. Подавляющее большинство преподавателей кафедры имеет многолетний опыт практической работы. Преподаватели кафедры являются членами комиссий государственной итоговой аттестации в ведущих вузах Москвы, включая МГУ им. М. В. Ломоносова. Ряд преподавателей имеет опыт работы в зарубежных вузах. Несмотря на то, что кафедра не является профильным филологическим подразделением, сотрудники кафедры ведут научные разработки в области лингвистики, которые получили широкий отклик среди научной общественности. Основной сферой научных интересов сотрудников кафедры остается методика (вопросы совершенствования обучения языку специальности, методика обучения иностранных учащихся в вузе, методика использования мультимедийных средств в процессе обучения и т. д.). Помимо этого, сотрудниками кафедры ведутся активные разработки лингвокультурологической проблематики, интерес к которой в последнее время заметно вырос.

С 1997 г. кафедрой ежегодно проводился межвузовский научно-методический семинар «Теория и практика преподавания русского языка иностранным учащимся в вузе», который был преобразован с 2009 г. в международную конференцию, проходящую раз в два года в рамках программы «Русский язык в XXI веке». В работе конференции принимают участие коллеги из ведущих вузов страны (МГУ им. М. В. Ломоносова, РУДН, Института русского языка им. А. С. Пушкина и др.) и зарубежные коллеги. По итогам конференции издается научный сборник. Преподаватели кафедры постоянно принимают участие в научных форумах, симпозиумах, конференциях и семинарах как в России, так и за рубежом. Научные публикации — одно из важнейших направлений научной работы кафедры. Кафедрой ежегодно оппонируются диссертационные работы филологического и педагогического профиля, защищаемые в различных вузах страны.

Ведется работа по созданию учебных материалов, направленных на использование при подготовке специалистов-международников не только в МГИМО, но и в других вузах. Практическим результатом научно-методической работы кафедры стал выпуск большого числа учебников и учебных пособий для иностранцев, изучающих русский язык. Достоинством большинства этих изданий является то, что они, учитывая традиции и специфику преподавания русского языка в МГИМО, стали востребованными в общероссийском масштабе. Большой интерес издания кафедры вызывают у зарубежных коллег.

Кафедра постоянно меняется, координируя свою деятельность в соответствии с требованиями современности — в этом залог успешной работы. Кафедра использует методики дистанционного обучения, что позволяет выйти за локальные рамки преподавания.

За заслуги в подготовке специалистов-международников кафедра награждена почетными грамотами МГИМО. Ряд преподавателей кафедры имеет награды Правительства Москвы, награды МИД РФ и награды МГИМО. Кафедра получила несколько государственных и частных грантов на осуществление актуальных проектов. Активный интерес к работе кафедры проявляют зарубежные коллеги.

Полный текст