Кафедра менеджмента, маркетинга и внешнеэкономической деятельности им. И.Н.Герчиковой

контакты

Комната 1017 Телефоны +7 495 234-84-57 Местные телефоны 13-24 E-mail man_mar@inno.mgimo.ru

Информация

English version

Кафедра менеджмента, маркетинга и внешнеэкономической деятельности начала свое развитие в марте 1979 года, когда на базе факультета международных экономических отношений в целях обеспечения высокой профессиональной подготовки специалистов-практиков для внешнеторговой и внешнеэкономической сферы была создана кафедра организации и управления внешней торговли. Первым ее заведующим стала заслуженный деятель науки РФ, почетный профессор МГИМО Ирина Никоновна Герчикова, в трудах которой заложены основы научной школы менеджмента, маркетинга и коммерции. Название кафедры, ее профиль и набор преподаваемых дисциплин на протяжении последующих лет менялись и дополнялись в соответствии с требованиями времени. В 1988 году кафедра получила новое наименование — управление внешнеэкономическими связями и маркетинга. Помимо традиционных для кафедры дисциплин в этот период были разработаны и введены в учебный процесс новые курсы: «Маркетинг», «Международное коммерческое дело», «Международное рекламное и выставочное дело», «Товарные биржи и биржевые операции», «Международное патентно-лицензионное дело».

С началом активной перестройки экономического механизма в России и организации ее внешнеэкономических связей были существенно изменены и усовершенствованы набор и содержание основных дисциплин, введено много новых курсов. В частности, были введены в учебный процесс дисциплины: «Менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Международная стандартизация и сертификация продукции», «Экономика фирмы», «Управление производством», «Информационные технологии в коммерческой деятельности», «Управление персоналом», «Организационное поведение».

В связи с изменением содержания учебного процесса и расширением проблематики научной работы в 1993 году кафедра получила новое наименование — кафедра менеджмента и маркетинга, и в качестве выпускающей была закреплена за факультетом международного бизнеса и делового администрирования, продолжая при этом активно работать на факультетах МЭО, ФПЭК и в других учебных структурах МГИМО. Позднее для более точного соответствия профилю кафедра стала называться кафедрой менеджмента, маркетинга и коммерции.

В 1997 года кафедру менеджмента, маркетинга и коммерции возглавила заслуженный деятель науки РФ д.э.н., профессор Раиса Борисовна Ноздрева. За этот период были значительно расширены специализированные сферы подготовки, и прежде всего на основных программах бакалавриата и в магистратурах факультета международного бизнеса и делового администрирования, факультета международных экономических отношений, а также на факультете прикладной экономики и коммерции. Кафедральные курсы, базовые для менеджеров и экономистов-международников в области менеджмента, маркетинга и организации бизнеса в настоящее время преподаются также в Международном институте управления, в Международном институте энергетической политики, на факультетах международной журналистики и международных отношений. Ведущие профессора кафедры менеджмента и маркетинга (Н.Б.Ноздрева, М.И.Соколова, Н.Ю.Конина, А.Г.Дементьева, Н.С.Загребельная и др.) явились инициаторами и в настоящее время возглавляют такие магистерские и МВА-программы, как «Международный бизнес», «Международный менеджмент», «Управление внешнеэкономической деятельностью и современные маркетинговые технологии», «Подготовка международных менеджеров среднего звена», «Менеджмент в области военно-технического сотрудничества», «Международный нефтегазовый бизнес и освоение ресурсов Арктики» и многие другие, которые предполагают сотрудничество с крупнейшими российскими компаниями и ведущими зарубежными вузами мира.

В октябре 2008 г. на базе кафедры Менеджмента, маркетинга и коммерции была создана кафедра Управления внешнеэкономической деятельностью, которую возглавила к.э.н., профессор Ольга Ильинична Дегтярева. Свое дальнейшее теоретическое и методологическое развитие получили такие дисциплины как «Международное коммерческое дело», «Товарные биржи и биржевые операции», «Международное патентно-лицензионное дело», «Международная стандартизация и сертификация продукции, «Организация и управление внешнеэкономической деятельностью в РФ», «Экономика предприятия» и др. В сентябре 2015 г. в целях оптимизации учебного процесса кафедра Управления внешнеэкономической деятельностью вновь вошла в состав кафедры менеджмента и маркетинга, и с этого момента объединенная кафедра получила свое нынешнее название — кафедра менеджмента, маркетинга и внешнеэкономической деятельности.

В настоящее время на кафедре преподается более 50 курсов, основными из которых, помимо перечисленных выше, являются: «Предпринимательство», «Регулирование предпринимательской деятельности», «Управление международной компанией», «Антикризисное управление», «Организационное проектирование», «Международный маркетинг», «Маркетинговые исследования», «Организационное поведение», «Управление проектами», «Интернет-маркетинг», «Бренд-менеджмент», «Рекламно-выставочное дело» и др.

Творческие разработки преподавателей кафедры дают возможность углублять практические навыки и компетенции студентов и слушателей различных программ бизнес-образования по таким проблемам, как управление человеческими ресурсами, корпоративные слияния и поглощения, бренд-менеджмент, медиапланирование, современные аспекты менеджмента, социология и психология рекламы, разработка рекламного продукта, мерчендайзинг, бизнес-планирование и др.

Последние годы характеризуются разработкой около двух десятков курсов по профилю кафедры на английском языке для совместных с зарубежными вузами программ: российско-французской, российско-франко-итальянской, российско-норвежской, российско-итальянской, российско-английской и других магистратур университета, например: «Организация компании в России», «Развитие предпринимательства в России», «Антикризисное управление в РФ», «Крупный бизнес в России», «Иностранное предпринимательство в РФ», «Рекламный рынок в РФ и медиапланирование», «Особенности управления производством в РФ», «Особенности маркетинга в РФ», а также деловых игр: «Анализ зарубежного рынка», «Стратегический менеджмент в России» и др.

Развитие научной школы обеспечивается прежде всего за счет создания учебников и учебных пособий, а также за счет использования новых, интерактивных методов ведения занятий в форме кейс-стади (реальная ситуация), деловых игр, мультимедийных средств презентации лекционных курсов, «круглых столов», конференций и т.д., что в том числе обеспечивает компетентностный подход в обучении, когда во главу угла ставится развитие у студентов практических навыков по соответствующим направлениям преподаваемых дисциплин, формирует у них умение принимать решения в реальных рыночных ситуациях, включая кризисные.

В связи с развитием в Университете различных целевых программ магистерской подготовки и программ МВА кафедрой разработан и читается целый ряд курсов по специализированным направлениям менеджмента, маркетинга и организации международного бизнеса, в частности, в сфере нефтегазодобычи, электроэнергетики, железнодорожных перевозок, индустрии спорта, военно-технического сотрудничества и др.

Результаты научной и научно-методической деятельности ученых воплощены в десятках монографий и учебников. Около 40 учебников и пособий имеют гриф Министерства образования и науки РФ и соответствующих УМО. За период с 2000 по 2018 гг. общий объем научных и научно-методических публикаций составил более 5000 печатных листов.

Кафедра стала инициатором по созданию бизнес-инкубатора в МГИМО (руководитель — к.э.н. доцент О.М.Хотяшева), который в настоящее время активно сотрудничает с зарубежными структурами и способствует развитию у студентов навыков по start-up в бизнесе и разработке бизнес-планов в реальной предпринимательской среде.

В составе кафедры 6 докторов и 14 кандидатов наук. Преемственность в развитии научной школы обеспечивается активной работой по воспитанию молодых ученых из числа лучших выпускников МГИМО в рамках аспирантуры. Под руководством профессоров и доцентов кафедры было защищено более 70 диссертаций.

С сентября 2014 г. кафедру возглавляет доктор экономических наук, профессор Наталия Юрьевна Конина.

Основные дисциплины кафедры:

Бакалавриат:

  • Менеджмент
  • Теория менеджмента
  • Стратегический менеджмент
  • Инновационный менеджмент
  • Международный менеджмент
  • Организационное проектирование
  • Управление проектами
  • Маркетинг
  • Инновационный маркетинг
  • Управление человеческими ресурсами
  • Организационное поведение
  • Международное коммерческое дело
  • Патентно-лицензионное дело
  • Рекламно-выставочное дело
  • Бренд-менеджмент
  • Мерчендайзинг
  • Информационные технологии в менеджменте
  • Биржевое дело
    и др.

Магистратура:

  • Международный маркетинг
  • Маркетинговые исследования
  • Управление международной компанией
  • Современные аспекты международного менеджмента
  • Антикризисное управление
  • Управленческое консультирование
  • Корпоративное управление
  • Предпринимательство
  • Регулирование предпринимательской деятельности
  • Управление человеческими ресурсами
  • Стратегический анализ
  • Международная рекламно-выставочная деятельность
    и др.

Последнее обновление — февраль 2019 года



Полный текст