Научная работа

- Отчет о научно-исследовательской и издательской работе кафедры

Научные интересы коллектива преподавателей в основном сосредоточены, в соответствии со спецификой кафедры, в сфере филологических наук и охватывают широкий круг проблем теоретической и прикладной лингвистики. Кафедра обладает значительным научным потенциалом: в настоящее время ряд преподавателей работают над кандидатскими диссертациями.

Статьи преподавателей кафедры публикуются в различных сборниках научных трудов, в том числе в «Вестнике МГИМО-Университета» и сборнике «Филологические науки в МГИМО». Кроме того, преподаватели кафедры принимают участие в научных и методических конференциях МГИМО и других вузов России и зарубежья, периодически проходят курсы повышения квалификации.

В октябре 2013 г. кафедра организовала и провела международную научно-практическую конференцию «Магия ИННО: новые технологии в языковой подготовке специалистов-международников», на которую съехались 210учёных, представлявших более 100 университетов России, пяти стран СНГ и 17 стран «дальнего зарубежья»: от подмосковных городов до очень удаленных научных центров, от Калининграда до Владивостока, от Украины и Болгарии до Индии и Бангладеш, от Великобритании и Испании до Зимбабве. С материалами конференции можно ознакомиться здесь: http://www.inno-conf.mgimo.ru/materials.html

С 2003 года на кафедре работает Научно-филологическое объединение преподавателей, на заседаниях которого обсуждаются актуальные вопросы теоретической и прикладной лингвистики, заслушиваются отчеты аспирантов о проводимых ими исследованиях, подводятся итоги участия преподавателей в научных конференциях и семинарах.

С 2006 года осуществляется подготовка аспирантов по специальности 10.02.04 - германские языки.

Научно-исследовательская работа на кафедре английского языка №1 ведётся в соответствии со следующими научными направлениями (утверждены на заседании кафедры английского языка №1 от 17 апреля 2010 г., протокол №7, с поправками от 30 ноября 2016 г., протокол №4):

1. Исследование системно-функциональных и когнитивно-прагматических характеристик английского языка

Научная область — 10.00.00 Филологические науки
10.02.04 — германские языки,
10.02.19 — теория языка
15 кандидатов наук,
координаторы — Д.Н. Новиков, Н.А. Левковская

В фокусе направления — изучение языковых особенностей на стыке когниции и коммуникации, исследование языка как относительной системы, как действия (речь, вербальная коммуникация) и как биологической функции человека, а также исследование указанных проблем применительно к английскому языку; нацеленность полученных результатов на их применение в прикладной лингвистике в процессе эффективного обучения английскому языку, а также при переводе и обучении переводу.

В рамках данного направления работают:
проф., к.ф.н. Н.А. Левковская (Когнитивные-прагматические аспекты языковой коммуникации, стилистики английского языка и лингвистики текста),
доц., к.ф.н. Д.Н. Новиков (Актуальные проблемы английской лексикологии, теоретической грамматики и лингводидактики в когнитивном и прагматическом аспектах),
доц., к.ф.н. С.В. Мухин (Проблемы английской фразеологии в аспекте диахронии),
доц., к.ф.н. А.А. Тымбай (Фонологические проблемы прагматики речевого общения),
доц., к.ф.н. С.Н. Гагарин (Проблемы английской лексикологии и лексикографии, актуальные вопросы изучения общественно-политического дискурса и языка СМИ),
доц., к.ф.н. Д.А. Крячков (Актуальные проблемы лингвистики текста. Прагмалингвистические аспекты политического дискурса),
доц., к.ф.н. Г.П. Снигаренко (Актуальные вопросы лингвопрагматики),
ст. преп., к.ф.н. Т.В. Алиева (Особенности политического дискурса Великобритании: языковые средства актуализации концептуальной оппозиции СВОЙ-ЧУЖОЙ в англоязычных СМИ),
ст. преп., к.ф.н. М.А. Пчелкина (Когнитивные основы функционирования служебных слов в английском языке),
ст. преп., к.ф.н. Е.С. Пронина (Гендерный аспект политического дискурса и языковые средства формирования образа женщины-политика в англоязычной прессе),
ст. преп., к.ф.н. О.А. Егорова (Проблемы гендерной лингвистики. Особенности национальных вариантов английского языка. Австралийский вариант английского языка. Фонетика. Интонология),
ст. преп., к.ф.н. В.С. Соседова (Исследование способов вербализации лингвокультурных концептов английского языка),
ст. преп., к.ф.н. А.С. Дружинин (Проблемы теоретической и практической грамматики английского языка в свете биокогнитивного подхода),
ст. преп., к.ф.н. C.В. Чернова (Аксиологическая лингвистика, лингвистика текста, лингвокультурология, прагмалингвистика, теория дискурса),
преп., к.ф.н. Е.А. Лукьянченко (Когнитивные проблемы английского словообразования),
преп., к.ф.н.  Д.А. Ефремова (Синтаксис английского языка, стилистические особенности литературы документа, а также литературы, находящейся на стыке документальной и художественной, явление голофразиса, функционирование синтаксических эпитетов в устной речи и художественной литературе),
преп., к.ф.н.  В.Г. Иванова (Исследование концептосферы английского языка Великобритании),
ст. преп. А.Б. Корницкая (Когнитивные аспекты английской фразеологии),
преп. О.Ф. Стрельникова (Исследование метафоры семьи в политическом дискурсе Великобритании и США),
преп. Е.Д. Буцык (Лингвистические проблемы политической имагологии),
преп. А.Г. Захарова (Проблемы английской лексикологии и словообразования),
преп. А.С. Белоголова (Исследование дискурса англоязычных СМИ).

В рамках направления функционирует аспирантура «Германские языки (англистика)»

2. Разработка теоретических основ управления процессом обучения иностранному языку на трех ступенях через УМК нового поколения в условиях трехступенчатой системы образования

Научная область — 13.00.00 Педагогические науки
13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования,
13.00.08 — теория и методика профессионального образования,
12 кандидатов наук,
координаторы — Е.Б. Ястребова, О.А. Кравцова

В фокусе направления — современные проблемы  лингвистического образования, а именно

1) разработка новых программ, обеспечивающих опережающую подготовку специалистов в области международных отношений,  и новых учебно-методических комплексов (УМК) для бакалавриата и магистратуры;
2) исследование путей гуманизации языкового образования и использования иностранного языка в подготовке международников  для укрепления мягкой силы государства;
3) повышение профессионального уровня преподавателей иностранного языка как условие роста конкурентоспособности образовательных учреждений.

В рамках данного направления работают:
проф., к.п.н. Е.Б. Ястребова (Актуальные проблемы лингводидактики и высшего профессионального образования),
доц., к.п.н. В.А. Демина (Дидактические основы интерпретации иностранного текста студентами вуза в процессе их подготовки к межкультурному взаимодействию в профессиональной сфере),
доц., к.п.н. Н.И. Цветкова (Система качества как основа формирования коммуникативных стратегий при обучении иностранному языку в неязыковом вузе),
доц., к.ф.н. О.А. Кравцова (Проблемы разработки УМК нового поколения и актуальные вопросы методики обучения студентов вуза),
доц., к.ф.н. Д.А. Крячков (Проблемы разработки УМК и образовательных технологий нового поколения),
доц., к.ф.н. Д.Н. Новиков (Проблемы дистантного образования и разработки электронных обучающих программ),
доц., к.ф.н. В.Ш. Курмакаева (Проблемы теории и практики аргументации),
доц., к.ф.н. Н.С. Рыжук (Современные подходы и информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам и переводу в высшей школе),
доц., к.культ. Д.И. Тер-Минасова (Проблемы смешанного обучения),
ст. преп. к.ф.н. В.С. Соседова (Разработка основ обучения письменной речи для академических целей),
ст. преп. к.ф.н. А.С. Дружинин (Разработка профессионально-ориентационного УМК по английскому языку для учащихся старших классов),
ст. преп. к.ист.н. Н.М. Сорокина (Разработка принципов преподавания дипломатической переписки),
ст. преп. С.К. Фомин (Разработка УМК обучения синхронному и последовательному переводу в магистратуре),
ст. преп. И.В. Кудачкина (Разработка УМК профессионально-ориентированного обучения английскому языку студентов старших курсов),
ст. преп. Г.М. Зиборова (Разработка принципов обучения общественно-политическому переводу в бакалавриате),
ст. преп. Е.Е. Осетрова (Разработка принципов обучения общественно-политическому переводу в бакалавриате),
ст. преп. В.А. Шмелёва (Разработка принципов обучения общественно-политическому переводу в бакалавриате),
ст. преп. Е.Д. Продайвода (Разработка УМК профессионально-ориентированного обучения английскому языку студентов старших курсов),
ст. преп. Л.К. Яницкая (Разработка УМК профессионально-ориентированного обучения английскому языку студентов старших курсов),
преп. А.В. Галигузова (Актуальные вопросы методики обучения студентов ВУЗа),
преп. Е.В. Вознесенская (Актуальные проблемы дистанционного и смешанного обучения)

В рамках направления действует курс повышения квалификации (автор Е.Б. Ястребова) для преподавателей языковых кафедр.

3. Разработка моделей эффективного межкультурного общения на основе исследования актуальных проблем лингвокультурологии, психолингвистики и переводоведения

Научная область — 10.00.00 Филологические науки, 24.00.00 Культурология
10.02.19 — теория языка,
10.02.04 — германские языки,
10.02.20 — сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание
24.00.01 — теория и история культуры
15 кандидатов наук,
координаторы — М.А. Яковлева, Д.И. Тер-Минасова

В фокусе направления — актуальные вопросы культурологии и лингвокультурологии, страноведения и лингвострановедения, этнопсихолингвистики и переводоведения: изучение вербального и невербального поведения, характерного для того или иного этноса (той или иной лингвокультурной общности), исследование ценностных установок и разработка новых подходов к эффективному общению с представителями англоязычных культур, в том числе посредством переводческой деятельности.

В рамках данного направления работают:
доц., к.ф.н. В.Н. Трибунская (Актуальные вопросы перевода текстов общественно-политического содержания),
доц., к.ф.н. Д.А. Крячков (Прагматические аспекты перевода),
доц., к.ф.н. А.Н. Третьюхин (Актуальные проблемы лингвострановедения США),
доц., к.ф.н. И.Д. Бобринская (Актуальные проблемы этнопсихолингвистики),
доц., к.культ. Д.И. Тер-Минасова (Актуальные вопросы лингвострановедения Великобритании: Лингвокультурологические аспекты имиджа института британской монархии),
доц., к.ф.н. Т.Н. Яблокова (Психолингвистические и когнитивные аспекты выражения эмоций средствами английского языка),
доц., к. ист.н. Д.К. Давлетшина (Разработка стратегий и приёмов двустороннего перевода),
доц., к.ф.н. И.Г. Игнатьева (Вербальные репрезентации фоновых знаний в медиатекстах и способы их передачи при переводе),
доц., к.ф.н. Н.В. Вороневская (Проблемы перевода художественных текстов в свете теории межкультурной коммуникации. Актуальные проблемы страноведения и лингвострановедения),
ст. преп., к.ф.н. М.А. Яковлева (Проблема компенсации при передаче стилистически сниженных высказываний на разных уровнях текста),
ст. преп., к.ф.н. В.С. Соседова (Исследование базовых лингвокультурных концептов в языковом сознании носителей английского языка в Великобритании),
ст. преп., к.ф.н. Е.Б. Морозова (Лингвосемиотические аспекты этикета),
ст. преп., к.ф.н. О.И. Палагина (Проблемы сопоставительного анализа лингвистических характеристик текстов при переводе),
ст. преп., к.ф.н. C.В. Чернова (Лингвокультурология, лингвоперсонология, социолингвистика),
ст. преп., к.ф.н. О.А. Егорова (Актуальные проблемы перевода текстов общественно-политического содержания),
преп. А.О. Мамедова (Страноведение Великобритании и США),
преп. М.Е. Коровкина (Разработка компетентностно-интерпретационной модели перевода)

В рамках направления действует магистратура «Подготовка письменных и синхронных переводчиков для международных организаций».

В рамках всех трёх направлений регулярно проводятся кафедральные семинары Научного объединения, раз в два года кафедра организует международную научно-практическую конференцию «Магия ИННО».