Ясвин Витольд Альбертович

Ясвин Витольд Альбертович

д.психол.н., д.пед.н., профессор

Учебные дисциплины, преподаваемые в МГИМО

  • Педагогическая мысль и образовательные парадигмы.
  • Авторская мастерская «Образовательная среда».
  • Авторская мастерская «Практика педагогической коммуникации».

Почетные звания и награды

  • Лауреат Премии Правительства РФ в области образования (1999).
  • Кавалер Ордена «Звезда Корчака» (2013).
  • Победитель первого всероссийского конкурса «Золотые имена высшей школы», почётный член Лиги преподавателей высшей школы (2019).
  • Лауреат конкурса «Лучший лектор страны» (2019).
  • Награжден Грамотой Департамента образования города Москвы (2020).
  • Удостоен Высочайшей Благодарности Главы Российского Императорского Дома Её Императорского Высочества Государыни Великой Княгини Марии Владимировны (2021).

Профессиональное образование и академическая карьера

  • В 1984 году окончил Даугавпилсский педагогический институт по специальности «Биология».
  • В 1989 году окончил Ленинградский государственный университет по специальности «Практическая психология для системы народного образования».
  • В 1993 году защитил кандидатскую диссертацию по педагогической психологии в Психологическом институте РАО. Присвоена научная степень кандидата психологических наук.
  • В 1998 году защитил докторскую диссертацию по педагогической психологии в Институте семьи и воспитания РАО. В 1999 году присвоена научная степень доктора психологических наук.
  • В 2005 году присвоено ученое звание профессора.
  • В 2019 году избран членом-корреспондентом Международной академии наук педагогического образования.
  • В 2020 году защитил докторскую диссертацию по общей педагогике, истории педагогики и образования в Московском городском педагогическом университете.
  • В 2021 году присвоено учёное звание доктора педагогических наук по специальности Общая педагогика, история педагогики и образования

Научная деятельность

Области научных интересов:

  • методология и технология гуманитарной экспертизы и педагогического проектирования личностно-развивающих образовательных сред и управления их развитием;
  • доказательная педагогика;
  • методология и технология конструирования методик психодиагностики субъективных отношений личности и их педагогического формирования;
  • психологические и культурологические основы экологического воспитания;
  • эволюция и футурология образовательных систем.

Основатель научной школы «Экологическая психология образования». Автор технологии экспертно-проектного педагогического управления развитием среды образовательной организации. Руководитель научного проекта «Разработка методологических основ экологической психологии образования как направления психолого-педагогической науки» (РГНФ, 2013). Научный руководитель 9-ти кандидатских диссертаций по психологическим и педагогическим наукам.

Автор более 260-ти публикаций, в том числе фундаментальных монографий «Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление», 2019; «Психология отношения к природе», 2000; «Измерение субъективных отношений: опыт конструирования методик психодиагностики», 2021; а также «Волшебный круг общения с людьми и природой: опыт проектирования и проведения психологических тренингов», 2020; «Актуальное образование: концепции и проекты», 2021 и др.

Около 9 тысяч цитирований в базе elibrary. Входит в «ТОР 50» наиболее цитируемых российских авторов в разделе «Педагогика. Народное образование», в 2021 году 35-я позиция в базе РИНЦ. 10 публикаций в журналах международных баз «Scopus» и «Web of Science». Индекс Хирша 19.

Автор 5-ти инновационных разработок, получивших свидетельства Роспатента.

Лауреат научных грантов: Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Министерства образования и науки РФ, Правительства Москвы в области наук и технологий в сфере образования и в области гуманитарных наук, MacArthur Foundation и др.

Научно-экспертная деятельность

Эксперт Российского научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований. Член Научного совета по проблемам экологического образования при Президиуме РАО. Член Всероссийского экспертного совета по развитию дополнительного образования детей естественнонаучной и технической направленности. Член экспертных советов «Комплексной программы по развитию личностного потенциала» благотворительного фонда «Вклад в будущее» и программы профессиональной подготовки «Родитель — учитель» МГИМО.

Член 3-х диссертационных советов: по психологическим наукам в Московском городском педагогическом университете и в Белорусском государственном педагогическом университете им. Максима Танка; по педагогическим наукам в Московском городском педагогическом университете.

Член редакционных советов/коллегий рецензируемых научных журналов: «Народное образование», «Непрерывное образование», «Социально-политические исследования», «Наука. Управление. Образование. РФ», «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика», «Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы».

Входил в состав рабочих групп по разработке ряда федеральных и региональных стратегических документов: «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (2015); «Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации» (2014); «Московский стандарт качества образования» (2012).

Входил в состав жюри профессиональных конкурсов: «Лучшие школы России», «Учитель года России», «Директор школы», «Воспитать человека», «Педагогический дебют», «Золотые имена высшей школы».

Научно-организационная деятельность

Руководит Академическим бюро актуального жизнетворчества и управления развитием «АБАЖУР профессора Ясвина».

2015-2018 годы — руководил федеральной инновационной площадкой «Формирование региональных профессиональных экспертных сообществ для гуманитарной экспертизы и педагогического проектирования личностно развивающих социально-образовательных сред».

Руководил инновационными площадками Департамента образования города Москвы: «Формирование экспертных сообществ для консультативно-проектного сопровождения развития образовательных учреждений в условиях реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов и Московского стандарта качества образования» (2013-2015, 70 школ); «Внедрение новой модели оценки качества работы общеобразовательных учреждений через апробацию новых критериев» (2012, 50 школ); «Развитие школьных организаций» (2005-2008, 20 школ); «Развитие школьных образовательных систем» (2002-2005, 10 школ).

Организовал кафедру экологической психологии в Московском городском психолого-педагогическом институте (1997) и две лаборатории: экспертизы и проектирования образовательных систем в Центре комплексного формирования личности РАО (2002) и гуманитарной экспертизы и социального дизайна сферы образования в Московском городском педагогическом университете (2012).

Был председателем программных комитетов научно-практических конференций: «Мониторинг развития образовательных систем и формирование школьных экспертных сообществ» (РАО, 2009), «Оценка качества работы общеобразовательных учреждений: новые требования — новые критерии» (МГПУ, 2012) и «Экспертное сопровождение образовательных инноваций» (МГПУ, 2015).

Научно-методическая деятельность

Член Федерации психологов образования России.

Автор учебно-методических пособий: «Гроссмейстер общения: Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства» (учебное пособие для дополнительного образования, 10 изданий с 1996 по 2021 годы); «Школьное средоведение и педагогическое средотворение: экспертно-проектный практикум», 2020; «Формирование экологической культуры. Пособие по региональной экологической политике», 2004; «Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде» (учебно-методическое пособие для психологов), 1997; «Экологическая педагогика и психология» (учебное пособие для студентов), 1996.

Наиболее значимые авторские учебные программы: магистерская программа «Экологическая психология образования» в Московском городском педагогическом университете, 2012; программа профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании: Стратегическое управление развитием образовательных организаций» в Центре онлайн образования «Фоксворд», 2017; модуль «Экспертно-проектное управление развитием образовательных систем» в магистратуре «Менеджмент в образовании» Высшей школы экономики и в Президентской программе подготовки управленческих кадров в сфере образования Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 2012-2013; программы дополнительного профессионального образования «Методика проектирования и проведения социально-психологических тренингов» в Институте современных психологических технологий, 2012 и «Психолого-педагогические основы формирования экологической культуры» в Международном эколого-политологическом университете, 2010.

История профессиональной деятельности

1982–1987 — Воспитатель и учитель биологии, химии и географии в школе-интернате для детей, лишённых попечения родителей.
1987–1988 — Служба в рядах Советской Армии.
1989–1996 —Преподаватель кафедры педагогики и психологии в Даугавпилсском педагогическом институт.
1996–2009 — Старший научный сотрудник, с 2002 года заведующий лабораторией экспертизы и проектирования образовательных систем в Центре комплексного формирования личности РАО.
1997–2006 — Заведующий кафедрой экологической психологии в Московском городском психолого-педагогическом институте.
2007–2016 — Профессор кафедры проектирующей психологии института психологии им. Л.С. Выготского в Российском государственном гуманитарном университете.
С 2011 г. — Профессор департамента психологии института педагогики и психологии образования и заведующий лабораторией гуманитарной экспертизы и социального дизайна сферы образования института системных проектов (2012-2016) в Московском городском педагогическом университете.
С 2021 г. — И.о. заведующего межфакультетской кафедрой образовательных систем и педагогических технологий в Московском государственном институте международных отношений (университете) МИД России.

Литературная деятельность

Автор поэтического сборника «Хрустальный Ёжик», публикаций на литературном портале «Стихи.ру», а также в международном журнале «Экопоэзис», журнале «Заповедные острова», в альманахах Российского союза писателей: «Антология русской поэзии», «Лирика», «Русь моя», «Георгиевская лента», «Наследие».
Награждён медалями «Сергей Есенин 125 лет», «Иван Бунин 150 лет», «Афанасий Фет 200 лет» и «Георгиевская лента 250 лет».

Избранные публикации

  • Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление [Текст] / В.А. Ясвин. — М.: Народное образование. — 2019. — 448 с.
  • Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В.А. Ясвин. — 1996; — М.: Смысл. — 2001. — 365 с.
  • Психология отношения к природе [Текст] / В.А. Ясвин. — М.: Смысл. — 2000. — 456 с.
  • Измерение субъективных отношений: опыт конструирования методик психодиагностики [Текст] / В.А. Ясвин. — М.: Народное образование. — 2021. — 182 с.
  • Актуальное образование: концепции и проекты [Текст] / В.А. Ясвин. — М.: Традиция. — 2021. — 266 с.
  • Волшебный круг общения с людьми и природой: опыт проектирования и проведения психологических тренингов [Текст] / В.А. Ясвин. — М.: Народное образование. — 2020. — 180 с.
  • Гроссмейстер общения: Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства [Текст] / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. — М.: Смысл. — 2021. — 192 с.
  • Школьное средоведение и педагогическое средотворение: экспертно-проектный практикум [Текст] / В.А. Ясвин. — М.: Российский учебник. — 2021. — 156 с.
  • Формирование теории среды развития личности в отечественной педагогической психологии [Текст] / В.А. Ясвин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 17. № 2. 2020. — С. 295-314.
  • Школьная организация: инструментарий развивающего управления [Текст] / В.А. Ясвин // Образовательная политика. — 2019. — № 3-4 (79-80). — С. 100-111.
  • Рейтинг школьных организаций и качество образования [Текст] / В.А. Ясвин, С.Н. Рыбинская // Образовательная политика. — 2015. — № 69. — С. 112-125.
  • Историко-педагогический анализ потенциала формирования продуктивности личности в образовательных средах [Текст] / В.А. Ясвин // Народное образование. — 2019. — № 4. — С. 124-134.
  • Отношение педагогов к учащимся как фактор качества образовательной среды [Текст] / В.А. Ясвин // Социальная психология и общество. Международный научный журнал. — 2013. — № 3. — С. 143-152.
  • Опыт супервизии и подготовки ведущих социально-психологического тренинга / В.А. Ясвин // Социальная психология и общество. Международный научный журнал. — 2011. — № 3. — С. 96-113.
  • Исследования образовательной среды в отечественной психологии: от методологических дискуссий к эмпирическим результатам [Текст] / В.А. Ясвин // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Философия. Психология. Педагогика». — 2018. — Выпуск 1. — Том 18. — С. 80-90.
  • Экспертное исследование толерантности старшеклассников к различным социально-возрастным категориям [Текст] / В.А. Ясвин, С.А. Белова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Философия. Психология. Педагогика». — 2016. — Выпуск 2. — Том 16. — С. 203-215.
  • Влияние характеристик школьной среды на учебные достижения учащихся [Текст] / В.А. Ясвин, С.Н. Рыбинская // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Философия. Психология. Педагогика». — 2015. — Выпуск 2. — Том 15. — С. 68-72.
  • Анализ организационной культуры педагогического коллектива как инструмент стратегического управления образовательной организации [Текст] / В.А. Ясвин, Е.М. Моргачёва // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». — 2018. — № 1 (11). — С. 127-139.
  • Организационная культура педагогических коллективов в ситуации объединения образовательных организаций [Текст] / В.А. Ясвин, Е.М. Моргачёва // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». — 2017. — № 4 (10). — С. 58-74.
  • Психологическая диагностика отношения к школе учащихся, педагогов и родителей [Текст] / В.А. Ясвин // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». — 2018. — № 1 (43). — С. 47-61.

Последнее обновление: 23.04.21 Распечатать страницу