Владивосток: новые маршруты АТЭС

03.09.12

Владивосток: новые маршруты АТЭС

Эксперты МГИМО: Лузянин Сергей Геннадьевич, д.ист.н., профессор

Россия как председатель Форума АТЭС должна не только обеспечить работу и комфортные условия участникам — президентам и премьерам двух десятков государств, руководителям 535 ведущих мировых компаний, сотням журналистов и наблюдателей, но и инициировать новые идеи и предложения, концептуально продвинув повестку Форума

Какие идеи прозвучат на саммите и каким образом Россия планирует использовать ресурсы Форума для собственного развития?

От ритуальных заклинаний к требованиям жизни. Что нового?

Двадцать четвертый Форум АТЭС, под девизом «Отвечая на вызовы. Расширяя возможности», сконцентрировался на 12 заявленных темах в рамках пленарных заседаний, специальных сессий и дискуссий. Здесь и традиционная интеграционная проблематика и «прикладные» вопросы, занимающие примерно 70% времени. Последние посвящены проблемам развития высоких технологий, валют, инфраструктуры, логистики, сохранения водных ресурсов, продовольственной безопасности и энергетики. Будут обсуждаться также перспективы транснациональных компаний и развивающихся рынков, проблемы адаптации городов к потребностям бизнеса и др.

В повестке есть несомненная новизна. Заметен дальнейший отход от «ритуальных заклинаний» о едином интеграционном пространстве и благах «тотальной либерализации». Вместо этого АТЭС обращается к насущным проблемам, реалиям жизни больших и малых государств огромного региона. Другими словами — повестка стала более приземленной. Эксперты будут говорить о том, как накормить растущее население, как сохранить запасы пресной воды, как развивать энергетику и «зеленую» экономику, как лучше строить транспортное сообщение, укреплять средний класс, какова роль женщин в бизнесе и обществе, многом другом. Усилены макроэкономические и социальные аспекты.

Возможно, что и в главной теме — азиатская интеграция и либерализация — Владивосток представит некие «ноу хау». Речь пойдет не столько о преимуществах интеграционного пространства АТР (в которое большинство не верит), а о несовершенстве, рисках и побочных эффектах азиатской интеграции. К слову, судьба европейского интеграционного опыта, на который долгое время «молились» на Форумах АТЭС, сегодня заставляет радикально менять подходы на противоположные. Да и теория интеграции в ее нынешнем виде не дает сообществам практических рекомендаций, как избежать периодически случающихся кризисов.

Новым вкладом в концепцию Форума станет и ее «российская часть», представленная специальной сессией «Россия в АТЭС. Курс на равноценное партнерство». Для нашей страны это принципиально важно. Форум не просто улучшает имидж страны-председателя. Он, прежде всего, дает ей мощные дополнительные шансы для модернизации и развития. В российском варианте это прежде всего реализации мега-проекта «Сибирь и Дальний Восток». Речь в данном случае идет не только о прикладных и технологических вещах (развитии логистики, создании нужного инвестиционного климата, малого бизнеса), но и об изменении философии подхода к Сибири и Дальнему Востоку. О понимании системности и долговременности ее освоения.

Нужна ли Евразия АТЭС?

Понятно, что кроме внутренних (сибирско-дальневосточных) инициатив международное сообщество Форума ждет от России что-то новое и в плане глобальных идей. Не секрет, что в кулуарах Форума давно сложилось негласное российско-американское и китайско-американское соперничество за умы и деньги азиатских соседей. Последняя американская инициатива на саммите в Гонолулу (2011) о создании Транстихоокеанского партнерства (ТТП) без России, Китая и ряда других крупных держав не очень понравилась в Москве и Пекине. Очевидно, что во Владивостоке нужна некая российская альтернатива ТПП, которая была бы озвучена президентом В.В. Путиным. И такая идея есть.

Эксперты Российского совета по международным делам (РСМД) под руководством член-корреспондента РАН Игоря Иванова разработали достаточно логичную концепцию «Евразийско-тихоокеанской инициативы по наращиванию взаимосвязей». Что стоит за этой, казалось бы, сухой официальной формулировкой?

Прежде всего, возможность для России и других стран АТЭС выйти с берегов Тихого океана на просторы Евразии, неформально включив в зону Форума и евразийское пространство. Подобное смещение и геополитически, и экономически выгодно России. Оно позволяет ей позиционировать себя в качестве центрального «звена» либеральной кооперации. Речь идет не только о транспортных коридорах (Транссиб), но и об укреплении складывающегося единого торгового пространства от Тихого океана до Европы. Вступление РФ в ВТО подкрепляет весомость российских аргументов.

В этом же ряду находится и японская инициатива ученых, которые предлагают идею создания Экономического партнерства в Северо-Восточной Азии. Пока это проект создания консультативной площадки для обсуждения наиболее острых проблем СВА. Но состав ее интересен — представители России, Китая, США, Южной Кореи, а также Монголии и Северной Кореи. Последние два государства — за порогом АТЭС, и кого позовут — большой вопрос.

Между углеводородами и Транссибом. Кому отдать 600 млрд долларов?

Особый интерес у всех к готовящимся российским энергетическим предложениям. Прежде всего, в углеводородном секторе. Опираясь на опыт работы российских компаний в Китае и во Вьетнаме, Россия может попытаться распространять его и на латиноамериканский «сегмент» АТЭС, а также тихоокеанское побережье США. Энергетическая «атака» России в АТР должна строиться на принципе «энергия в обмен на инфраструктуру и технологии». К слову, многие иностранные эксперты Форума выступают за объединение «ответственности» производителей и потребителей углеводородов. При этом первые, по их мнению, должны отвечать за создание систем доставки, вторые — за переработку.

Для России эта схема не совсем подходит. Было бы лучше, если бы на Форуме возобладал российский подход — создание структур по переработке углеводородов на нашей территории на основе совместных инвестиций.

Транспортные коридоры на Форуме будут одной из центральных тем. При наличии проблем (плохая логистика, долгие таможенные процедуры и пр.), идеи перевода части морского транзита через Россию по Транссибу, тем не менее, остаются чрезвычайно перспективными. Председатель Национального делового центра АТЭС Владимир Андросик считает, что на развитие транспортной инфраструктуры необходимо привлечь 20–30 млрд долларов зарубежных инвестиций, которые к 2020 г. обернутся для иностранных инвесторов 600 млрд прибыли. Таков, по его мнению, эффект сухопутного транзита через РФ в ЕС для экономик АТЭС. Интерес для всех очевиден. К слову, от российских представителей все ждут и введения службы «единого окна», в два раза убыстряющей таможенные процедуры.

Продовольственный вызов в мире хорошо известен — рост цен, проблемы обеспечения продуктами питания и пр. В этом бизнесе крутятся сотни миллиардов долларов. Россия на саммите может озвучить зерновые инициативы, включая идею создания регионального зернового фонда. Экспертные разработки на этот счет имеются. Перспективным также выглядит предложение министра по Дальнему Востоку РФ, академика Виктора Ишаева о развитии соевого кластера в Приморье. Зарубежным партнерам по Форуму уже представлено свыше 20 аграрных проектов по развитию аграрной отрасли на Дальнем Востоке России.

Ожидается и оглашение российскими представителями неких Владивостокских принципов трансферта технологий — презентация универсальных договоров для компаний, обменивающихся инновациями, и механизмов защиты интеллектуальной собственности. Для бизнеса это — актуальная тема. Каждая компания фактически изобретает свой «правовой велосипед», теряя уйму времени и денег. В упрощении процедуры заинтересованы все. В запасниках Форума есть и другие острые темы — о пресной воде, экологии, введении в правовое поле рыбного промысла и др.

Таким образом, Форум АТЭС во Владивостоке — часть мирового транзита идей, концепций и практических подходов, часть мирового бизнеса и политики. Форумы снова и снова подтверждают необратимость смещения «центра мира» в Азию. В каком-то смысле ведущая ось мирового развития 7—8 сентября пройдет через остров Русский. Участники не могут навязывать что-то друг другу, но они могут вместе обновить «дорожную карту» региональной интеграции, сотрудничества и совместного развития. Российские маршруты на этой карте пока не очень видны. Владивосток позволит нанести их более четкими линиями. Форум даст возможность показать миру современную Россию не страной «дураков и плохих дорог», а государством, способным учиться и учить, строить и создавать.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: РГРК «Голос России»
Распечатать страницу