Роберт Турман в МГИМО: цивилизации и религии в международных отношениях

27.04.12

Роберт Турман в МГИМО: цивилизации и религии в международных отношениях

Роберт Турман в МГИМО: цивилизации и религии в международных отношениях

25 апреля на Факультете политологии состоялась лекция профессора Колумбийского университета, известного тибетолога Роберта Турмана. Следующую лекцию о Востоке и Западе профессор пообещал прочитать со своей дочерью Умой, звездой фильма «Убить Билла». Приглашение ей предложил передать Президент «Объединения буддистов Калмыкии», верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче (Эрдни Басанович Омбадыков).

Встреча с гостями началась с беседы профессора Роберта Турмана и Тэло Тулку Ринпоче с деканом Факультета политологии профессором А.Д. Воскресенским. В ходе беседы был затронут широкий круг вопросов, включая влияние религиозного фактора на международные отношения и, в этой связи, перспективы развития тибетского буддизма. Далее профессора Р. Турман и А.Д. Воскресенский обсудили вопросы китайской истории, философии и литературы, современного состояния и будущего американских и российских научных и образовательных институтов, синологии, тибетологии и монголоведения. По ходу беседы Роберт Турман и А.Д. Воскресенский переходили с английского языка на китайский и наоборот. Фамилии русских исследователей Центральной Азии профессор Р. Турман произносил по-русски без малейшего акцента. Лекция открылась вступительным словом Президента «Объединения буддистов Калмыкии», верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, который сказал, что самое важное для всех нас — это будущее. Будущее же зависит от настоящего, а настоящее — в наших руках, мы творим его сами. Он также поведал аудитории о надеждах Далай-ламы, своего духовного наставника, на то, что XXI век станет веком мира и духовного возрождения.

Тэло Тулку Ринпоче также задал вопрос студентам и магистрантам МГИМО о том, что, как они считают, является целью в жизни, — политологи сразу же дали правильный, по его мнению, ответ, который ему с первого раза практически не приходилось слышать в других аудиториях, — о том, что истинной целью в жизни является достижение счастья, а не материальных благ. В завершение он представил Роберта Турмана, ведущего в мире специалиста по тибетскому и китайскому буддизму и санскриту, который является профессором отделения индо-тибетских буддологических исследований Колумбийского университета.

Выступление профессора Роберта Турмана также началось с констатации того, что XX век был веком ужасных войн, а век XXI должен стать другим веком, когда конфликты будут решаться мирным путем. Роберт Турман отметил, что, когда он передал эту мысль знакомым ему лидерам государств мира, то они очень удивились таким словам, так как традиционно война считалась средством добиться от какой-либо страны того, чего не возможно было достичь путем мирных переговоров. В эпоху холодной войны, как заметил профессор, из-за невиданной гонки вооружений стало возможным взаимное гарантированное уничтожение. Однако после окончания холодной войны фактически отпала необходимость держать такие большие вооруженные силы. Парадоксально, однако, что в постбиполярный период военные расходы по данным SIPRI не только не уменьшились, а наоборот, значительно возросли.

По мнению Роберта Турмана, это мотивируется тем, что правящие элиты различных стран находились и до сих пор находятся в большой зависимости от военно-промышленного комплекса и военных кругов. В результате появляется необходимость в поиске нового врага для того, чтобы обосновать все увеличивающиеся военные расходы. При этом большую долю своего ВВП на военные расходы тратят развивающиеся и малые страны, в которых большое количество бедного населения. И, вместо того, чтобы повышать уровень жизни населения, правящие элиты ищут внешнего врага, которым можно было бы это население напугать. По мнению Роберта Турмана, это верно и в отношении США, также как и других стран.

Переходя к анализу внешней политики Соединенных Штатов, профессор отметил, что за вторжением в Ирак и Афганистан стояли идеи неоконсерватизма, которые подогревались мыслями о неизбежном столкновении цивилизаций, высказанными в известном труде профессора Самюэля Хантингтона. Доктрина вице-президента США Дика Чейни, которая пришлась как нельзя кстати после событий 11 сентября 2001 г., провозглашала право на ведение превентивной войны в случае, если какая-либо держава могла напасть на США и тем самым оправдывала американские вторжения. По мнению профессора, эта доктрина искажает суть реальных вещей, так как Ирак не нападал на США. Однако правительству Дж. Буша-младшего было необходимо «найти себе врага», наличие которого оправдывало увеличивающиеся масштабы военного бюджета. Говоря о бесперспективности такого рода войн, профессор сослался на книгу Дж. Шелла «The Unconquerable World: Power, Nonviolence, and the Will of the People». Автор этой книги утверждает, что идеи Клаузевица о том, что целью войны является получение от проигравшей страны уступок, на которые она никогда бы не пошла путем мирных переговоров, больше не работают в современных условиях. Сейчас поражение армии противника достигается очень быстро, и затем встает вопрос, что делать с проигравшей стороной. И так как общество проигравшей страны часто сопротивляется трансформациям, которые с ним пытается произвести страна-победитель, победившую сторону уже редко можно назвать победителем в истинном смысле этого слова.

Касаясь проблематики цивилизационного развития мира, профессор отметил, что истоки формирования любой цивилизации связаны с увеличением городского населения, а города намного более плюралистичны по своей природе, чем аграрные общества. Поэтому люди в городах должны вести себя более толерантно. Жизнь в городе развивает в людях способность к критическому мышлению, поскольку в силу многообразия городской культуры каждому ее члену приходится сталкивается с большим количеством самых разных мнений и волей-неволей анализировать и осмысливать их. Поэтому в современных обществах так важно находить консенсус. Цивилизация подразумевает то, что люди учатся жить в мире вместе с другими людьми. Цивилизованность, по мнению профессора, как раз и выражается в том, что люди разумны и могут урегулировать спорные вопросы мирным путем. Таким образом, любую проблему или конфликт можно решить, в том числе и самый сложный, как, например, Ближневосточный, если стороны готовы сесть за стол переговоров. По мнению Роберта Турмана, единственная причина, по которой этот и другие конфликты до сих пор остаются неурегулированными — это нежелание вовлеченных сторон вести дискуссию.

Возвращаясь к концепции столкновения цивилизаций и идеям неоконсерватизма, которые также поддерживали Г. Киссинджер и П. Вулфовиц, профессор Турман отметил, что идеи того, что основной водораздел в XXI веке будет лежать между европейской, исламской и китайской цивилизациями, были позитивно восприняты руководством США при Дж. Буше-младшем, опирающемся во многом на военные круги. Исламская же цивилизация не несет в себе угрозу, но ее представляют радикальные течения внутри ислама. Поэтому-то сейчас Европа сталкивается с проблемой радикального исламизма. И именно поэтому необходимо продвигать более умеренные версии ислама, которые способны мирно сосуществовать с другими религиями. Этот вопрос, по мнению профессора, актуален и для России.

Что касается китайской цивилизации, то, по мнению Роберта Турмана, китайцы были несколько раз подвергнуты серьезному национальному унижению: сначала под властью маньчжуров, затем западных колониальных держав, материализма, а сейчас на них оказывает негативное воздействие однопартийная система. При этом Роберт Турман отметил, что конфуцианская традиция по своей природе является мирной традицией, делающей акцент на изначально добрую природу человеческой души и сущности человека. Профессор выразил надежду, что Китай сможет осуществить мирный переход к многопартийной системе, которая позволяет договариваться людям, придерживающимся разных мнений о политической природе общества.

Презентуя свою книгу «Зачем нам Далай-лама?», профессор отметил, что Тибет долгое время оставался независимым, и там жили люди, которые смогли адаптироваться к жизни на большой высоте. Сейчас же правительство КНР, по мнению профессора, не использует экосистему Тибета должным образом, что приводит к ее деградации. Роберт Турман отметил, что Далай-лама выступает не за независимость Тибета, а за его автономию в рамках КНР по типу Гонконга, основываясь на формуле «одна страна, две системы». По его мнению, так как большая часть китайцев также исповедуют буддизм, у нынешнего руководства КНР есть все возможности договориться с Далай-ламой и использовать его влияние для развития, как самого Тибета в составе Китая, так и всего Китая наиболее благоприятным для людей образом.

В заключение своего выступления профессор Турман коснулся значимости России как моста между Востоком и Западом. По его мнению, Россия может послужить хорошим примером того, как не допустить столкновения с китайской и исламской цивилизациями.

В итоговой части встречи студенты ФП и магистратуры по направлению «Зарубежное регионоведение» задали профессору Турману многочисленные вопросы. Один из студентов, чьим родным регионом является Дагестан, поинтересовался у профессора, как добиться мира на Северном Кавказе. В ответ на это профессор посоветовал молодым студентам и магистрантам искать пути взаимного диалога, хорошо и много учиться, так как единственный, по его мнению, путь к счастью и мирному сосуществованию лежит через познание этого мира. «Если невежество — это большое страдание для любого живого существа, то образование — это путь к личному и всеобщему счастью», — добавил Тэло Тулку Ринпоче.

Студенты поблагодарили профессора бурными аплодисментами и выразили надежду на то, что прошедшая встреча с профессором Турманом будет не последней. От имени студентов верховный лама Калмыкии пообещал передать новое приглашение посетить Университет, как самому профессору, так и его дочери — известной голливудской актрисе Уме Турман, а студенты уже придумали тему для ее выступления на Факультете политологии — «Синтез Востока и Запада в фильме „Убить Билла“: впечатления очевидца».

Факультет политологии


Распечатать страницу

Фотогалереи

Фотограф: Екатерина КОЛДУНОВА, Ксения ПОЛЯКОВА 27