К выходу Грузии из СНГ

18.08.09

К выходу Грузии из СНГ

Эксперты МГИМО: Чернявский Станислав Иванович, д.ист.н.

18 августа 2009 года, завершив соответствующие юридические процедуры, Грузия покинула Содружество Независимых Государств. Событие это не стало неожиданностью, поскольку официальную заявку на выход из Организации грузинское руководство подало еще 12 августа 2008 года.

В комментариях парламентариев и политологов пока что доминируют экстремальные оценки. Их основной тезис сводится к тому, что СНГ якобы «ничего не теряет, а Тбилиси еще пожалеет о своих необдуманных действиях».

На наш взгляд, подобные высказывания контрпродуктивны и наносят лишь дополнительный ущерб российско-грузинским отношениям.

Уверены, что было бы правильнее сделать из этого грустного расставания более взвешенные выводы, в том числе о том, насколько приспособлен механизм СНГ к борьбе с сепаратизмом и мирному урегулированию межнациональных и межгосударственных конфликтов. Подобная тема в Содружестве, как правило, дипломатично замалчивалась, а попытки руководителей Азербайджана, Грузии, Молдавии включить эти болевые вопросы в повестку дня заседаний Совета глав государств СНГ под разными предлогами откладывались. Между тем не стоит забывать, что армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт по-прежнему ждет адекватного решения, ситуация в Приднестровье находится в «дремлющем» состоянии, не все спокойно в центрально-азиатском регионе, да и обстановка на Северном Кавказе остается напряженной.

Россия как многонациональное государство в первую очередь заинтересована в создании эффективной структуры, способной предвосхитить и оперативно ликвидировать очаги сепаратизма в тесном сотрудничестве со своими соседями. Нам нужен стабильный мир на всей территории бывшего Советского Союза. Для нас нет альтернативы укреплению интеграционных процессов на пространстве СНГ, а любой шаг, способствующий усилению центробежных тенденций в Содружестве однозначно нежелателен.

Следует откровенно признать, что настоящее и будущее СНГ зависят, прежде всего, от отношения к его судьбе России. Должен быть преодолен разрыв между декларативными заявлениями о приоритетности СНГ в российской внешней политике и реальным положением дел, когда наблюдается фактический отход России от участия в процессе формирования геополитического пространства СНГ, а в результате имеет место определенная девальвация принципа стратегического партнерства по отношению к странам Содружества.

Необходимо помнить и о судьбах миллионов соотечественников, включая российских граждан, не по своей воле оказавшихся за пределами российского государства. Этот фактор должен оставаться важным аргументом как для внутреннего, так и внешнего пользования, однозначно обосновывающим необходимость укрепления сотрудничества со странами СНГ в сфере экономики, безопасности, гуманитарной области.

Требуется посмотреть по-новому на наши подходы к очагам сепаратизма в странах СНГ. Оценить баланс плюсов и минусов от их сохранения для наших позиций на постсоветском пространстве. Разумеется, мы не должны бросать соответствующие районы на произвол судьбы. Но надо вырабатывать такие подходы, которые бы представляли нас в качестве позитивной силы в урегулировании. При этом видимо приходится смириться с тем, что без реального взаимодействия с внешними игроками любые наши инициативы в этой сфере будут в лучшем случае «холостыми выстрелами». Вообще, после событий августа 2008 года возможности для маневра на постсоветском пространстве у нас заметно сократились. Ввиду того, что сохранение конфликтов внутри СНГ ставит под угрозу само его существование и серьезным образом тормозит развитие интеграционных процессов, требуется разработка в первоочередном порядке «дорожных карт» по их урегулированию.

Корректировка нашей стратегии на направлении СНГ должна учитывать не только возросшую дифференциацию постсоветского пространства, но и потенциальные конфликты интересов России с другими экономическими и политическими игроками в данном регионе. При этом важно исходить из главного - самым опасным для нас сценарием развития событий может стать дестабилизация, обострение межгосударственных конфликтов, развал существующих демократических режимов, приход к власти религиозных или антироссийски настроенных экстремистов.

Вместе с тем, при формировании подходов к взаимодействию в СНГ в сфере безопасности следует учитывать, что силовые методы противодействия новым угрозам, при всей их необходимости, отнюдь не достаточны. Без решения проблем социально-экономического и культурно-идеологического характера, лежащих у истоков угроз, силовые методы могут оказаться контрпродуктивными. Нельзя исключать, что в условиях жесткого противодействия насильственному экстремизму и формирования адекватной пропагандистско-психологической атмосферы вокруг терроризма будет возрастать роль экстремизма политического и идеологического.

Анализируя в свете достойного сожаления факта выхода Грузии из Содружества накопленный опыт интеграционного развития на постсоветском пространстве, мировые тенденции функционирования региональных объединений, интеграционный потенциал СНГ, его уникальные геополитические и геоэкономические преимущества, можно сделать однозначный вывод о том, что, несмотря на серьезные трудности у Содружества есть очевидные перспективы поступательного развития.

Перед Россией и большинством государств СНГ стоит дилемма: смириться в условиях активно реализуемой программы «Восточного партнерства» с ролью пассивного участника мировых процессов глобализации или за счет сложения потенциалов стать их активным участником. Очевидность выбора, на наш взгляд, бесспорна.

 

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Распечатать страницу