Израильские поселения в обмен на резолюцию по Ирану

28.08.09

Израильские поселения в обмен на резолюцию по Ирану

Эксперты МГИМО: Крылов Александр Владимирович, д.ист.н.

От новой американской администрации во главе с президентом Б. Обамой давно ждали решительных действий, которые можно было бы назвать прорывом в процессе ближневосточного урегулирования. Признав, что предшественники Б. Обамы или политическое окружение бывшего президента Дж. Буша-младшего допустили более чем достаточно ошибок в понимании проблем региона, в том числе тех, которые касались палестино-израильских противоречий, новый хозяин Белого Дома, наконец, предложил свой рецепт преодоления затянувшегося конфликта.

В последние дни заметно усилилось давление на Израиль, как со стороны США, так и ведущих стран ЕС: до конца сентября, утверждают американские и английские источники, Б. Обама и его европейские союзники рассчитывают добиться возобновления палестино-израильских переговоров, прерванных в декабре 2008 года, т.е. после начала военной операции «Литой свинец», которая проводилась израильскими вооруженными силами в секторе Газа.

Весьма вероятно, отмечает, в частности, британская «Гардиан» от 26 августа с.г., такое объявление может быть сделано либо на Генассамблее ООН 23 сентября, либо на встрече лидеров «Большой двадцатки», которая состоится в Питсбурге 24-25 сентября. Согласно информации указанного издания, США, Великобритания и Франция планируют подать в Совет Безопасности ООН проект новой резолюции об ужесточении санкций в отношении Тегерана, а эти санкции, в свою очередь, будут распространяться на нефтегазовую отрасль, что может окончательно подорвать экономику Исламской республики Иран. В обмен на это правительство Израиля должно согласиться с «частичным замораживанием» строительных проектов в еврейских поселениях на территории, контролируемой Палестинской национальной администрацией на Западном берегу р. Иордан.

Появлению в прессе этого сообщения предшествовало выступление французского президента Н. Саркози, который вслед за Б. Обамой потребовал от израильского премьер-министра полностью прекратить строительство в поселениях за «зеленой линией», т.е. в пределах границ, существовавших до начала войны июня 1967 года. Более того, президент Франции в этом же заявлении намекнул, что Израилю следует сменить министра иностранных дел А. Либермана, являющегося убежденным сторонником расширения существующих еврейских поселений и строительства новых израильских населенных пунктов на Западном берегу. Не ускользнуло от внимания политических обозревателей и то обстоятельство, что обычно осторожная в своих высказываниях в отношении Израиля канцлер Германии А. Меркель тоже стала открыто заявлять о поддержке планов замораживания строительства в еврейских поселениях. Британский министр иностранных дел Д. Милибэнд не только выступил с осуждением поселенческой политики Израиля, но и потребовал прекратить возведение пятидесяти единиц жилья в поселении Адам вблизи от Иерусалима.

26 августа с.г. в обстановке полной конфиденциальности в Лондоне прошли переговоры между главой израильского правительства Б. Нетаньяху и спецпредставителем американского президента на Ближнем Востоке Дж. Митчеллом. Нет сомнения, что на встрече в центре внимания была «сделка», подразумевающая ужесточение западных санкций против Ирана в обмен на замораживание строительства в еврейских поселениях. После окончания переговоров Б. Нетаньяху, выступая на пресс-конференции, уклончиво заявил, что «прогресс переговоров по Ближнему Востоку еще приведет в замешательство циников и удивит мир». Эзопов язык израильского премьера более чем понятен: тема поселений для Израиля – одна из самых болезненных. Достаточно вспомнить, что эвакуация 7 тысяч поселенцев из Газы и четырех малочисленных поселений на севере Западного берега привела к политическому кризису и расколу правящей партии «Ликуд». Б. Нетаньяху безапелляционно подчеркнул, что правительство не будет препятствовать строительству в крупных поселенческих анклавах Ариэль, Модиин, Гуш Эцион и Маале Адумим (около 10% всей территории Западного берега), а также еврейских кварталах Восточного Иерусалима, поскольку весь Иерусалим, согласно израильскому законодательству, является «вечной и неделимой столицей еврейского Государства». Израильские источники уточняют, что правительство Б. Нетаньяху может возобновить переговоры с палестинской стороной и ввести годичный мораторий на строительство в поселениях (исключая восточный Иерусалим), но с условием, что в этих переговорах не будут участвовать представители ХАМАС.

Очевидно, что такая позиция Израиля в равной степени, как и новая американская инициатива, поддержанная рядом стран ЕС, фактически исключает достижения какого-либо прогресса на пути реального урегулирования ближневосточного конфликта.

Во-первых, даже умеренные палестинцы не поддержат формулу, гарантирующую Израилю в той или иной степени расширение поселенческих анклавов и строительство в Восточном Иерусалиме, который является, по палестинской конституции, столицей будущего Государства Палестина. Глава ПНА М. Аббас неоднократно подчеркивал, что позитивные переговоры о палестинском государстве не имеют никакого смысла, пока Израиль продолжает строительство новых единиц жилья в поселениях, создает новые поселения, продолжает возводить многокилометровую заградительную стену и разветвленную сеть блокпостов и транспортных развязок.

Во-вторых, новая инициатива США объективно ведет к размыванию «Дорожной карты» и других инициатив четырехстороннего института международных посредников ближневосточного урегулирования в составе России, США, ЕС и ООН, который  на протяжении последних лет в условиях свертывания из-за неуступчивости сторон переговорного  процесса, начала широкомасштабной палестинской интифады и ответных, явно не симметричных наступательных действий израильских вооруженных сил на Западном берегу и в Газе, по сути, оставался единственным механизмом, способным вернуть ситуацию в русло политического урегулирования. «Сделка» по схеме замораживание строительства в поселениях в обмен на антииранскую резолюцию со всей очевидностью выдает нацеленность США на участие в процессе ближневосточного урегулирования под своей эгидой при отстранении России, а также отказ от российской инициативы провести международную конференцию по Ближнему Востоку в Москве с участием всех сторон, заинтересованных в разблокировании процесса коллективного поиска путей разрешения конфликта.

В-третьих, признание Соединенными Штатами и рядом стран ЕС легитимности некоторых поселенческих анклавов на Западном берегу означает де-факто их отказ от ранее поддержанных СБ ООН резолюций 242 и 338, требующих от Израиля вывода его войск с оккупированных в войне   1967 г. территорий, т.е. тех территорий, на которых должно быть создано палестинское государство.

Наконец, для России, как и для Китая, идея увязки иранской тематики с палестино-израильскими противоречиями является неприемлемой, и именно по этой причине эти государства, являющиеся постоянными членами СБ ООН, скорее всего, воспользуются правом вето при голосовании по новой ближневосточной резолюции, предлагаемой США, Англией и Францией.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Распечатать страницу