Кавказское направление энергетической политики Казахстана

06.09.09

Кавказское направление энергетической политики Казахстана

Эксперты МГИМО: Гусев Леонид Юрьевич, к.ист.н.

Статья посвящена отношениям в сфере энергетики между Казахстаном и Азербайджаном. В ней рассматривается история этих взаимоотношений и даётся их анализ. Отмечаются основные направления двустороннего сотрудничества. Описываются главные встречи руководителей двух стран, посвящённые энергетическому сотрудничеству. В конце делается вывод о том, что для Казахстана кавказское направление при всем значении основным не будет.

Все годы после обретения независимости Республика Казахстан во главе с президентом страны Н. Назарбаевым проводит многовекторную политику. Это в полной мере относится и к сфере энергетики. Несмотря на то, что сотрудничество с Россией в этой области является для страны приоритетным направлением, Казахстан осуществляет одновременно и диверсификацию экспортных нефтяных маршрутов. Одним из таких маршрутов является Кавказ, а на Кавказе — Азербайджан.

Вначале хотелось остановиться на том, как развивалась нефтегазовая отрасль Казахстана и Азербайджана. Широкомасштабная добыча нефти и газа началась в Казахстане в начале 1992 г. В сравнительно короткие сроки были достигнуты серьезные успехи в развитии отрасли, связанные с разработкой месторождения «Тенгиз» и реализацией проекта КТК. По данным Статистического комитета СНГ и статистических организаций, занимающихся исследованиями в сфере углеводородного сырья, добыча нефти, включая газовый конденсат, составляла в 2000 г. — 35,3 млн т., в 2004 г. — 59,5 млн т, в 2007 г. — 67 млн т. (www.vsyhimia.ru). Добыча газа с 2000 по 2004 г. выросла в два раза и составила 22,1 млрд куб. м (www.cisstat.com), а в 2007 г. она достигла 29,6 млрд куб. м (www.gazeta.kz).

По прогнозам экспертов, как международных, так и российских, Казахстан довольно скоро может стать одним из ведущих мировых экспортеров нефти, хотя он не является «нефтедобывающим» государством в полном смысле этого слова. Рассматривая страны Евросоюза как основной рынок потребления своего сырья, к 2015 г. Казахстан планирует довести добычу нефти до 150 млн т в год (по другим прогнозам до 110–115 млн т), к 2010 г. добычу газа планируется вывести на уровень 60 млрд куб. м (по другим прогнозам — до 45–50 млрд куб. м) (www.apn.kz). Прирост добычи будет, в частности, обеспечен за счет вывода на полную мощность Карачаганакского газоконденсатного месторождения в Западном Казахстане.

В 2004 г. отмечалось, что в результате реализации «Программы развития газовой отрасли на 2004–2010 годы» Казахстан войдет в число стран, обладающих крупнейшими в мире доказанными запасами природного газа и станет одним из трех основных производителей и экспортеров газа на территории СНГ. По информации Министерства энергетики и минеральных ресурсов Казахстана, разведанные и оценочные запасы газа, сосредоточенные на 94 месторождениях, составляли на 2004 г. более 3 трлн куб. м (www.expert.ru). В 2007 г. министерство подтвердило свой прогноз (www.nomad.su).

Если же посмотреть на оценки специалистов Всемирного банка, то Казахстан обладает огромной долей нефтяных запасов региона (1100 млн т нефтяного эквивалента, ТНЭ из 1264,2)1. При этом в Казахстане основные нефтегазовые ресурсы связаны с шельфом Каспия. Так, подтвержденные запасы углеводородов на суше составляют 4 млрд т нефти, а потенциал шельфа — 17 млрд т нефти (Нефтегазовый сектор Центральной Азии, 2006, с. 6–13).

История нефтегазовой отрасли независимого Азербайджана берёт начало с 1992 г. Тогда с целью проведения единой государственной политики в области нефтяной промышленности Указом президента Азербайджанской Республики осенью 1992 г. на базе Государственного концерна «Азеринефть» и Производственного объединения «Азернефтехимия» была создана Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики (ГНКАР). В сферу деятельности ГНКАР вошла разведка нефтяных месторождений на море и на суше, подготовка, переработка, использование, транспортировка нефти, газа, конденсата и продуктов их переработки, обеспечение спроса потребителей на энергоносители. ГНКАР разрабатывает целевые и долгосрочные программы по развитию отрасли, осуществляет связь между государственными органами, иностранными компаниями и предприятиями отрасли, принимает решения о передаче на разработку новых месторождений, на разработку и утверждение опытно-промышленных эксплуатационных проектов эксплуатируемых предприятиями месторождений, технологических схем, проектов разработки нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений; об утверждении годовых рабочих программ нефтегазодобывающих предприятий, организации транспортировки и переработки сырой нефти и природного газа и др.

Переломным в развитии страны стал 1994 г., когда был подписан первый контракт СРП на разработку открытых еще в 1980-е годы месторождений Азери, Чираг и глубоководной части Гюнешли в азербайджанском секторе Каспийского моря с участием 12 ведущих нефтяных компаний мира из восьми стран (www.ngv.ru).

Очень важным для страны можно считать 2003 г., отмеченный активным продвижением всех главных нефтегазовых проектов. На фоне планомерной разработки крупнейших месторождений АЧГ был дан официальный старт проекту Шах-Дениз и, наконец, началось строительство трубопровода Баку–Тбилиси–Джейхан. В 2005 г. добыча нефти, последние 5–6 лет застывшая на отметках 14–15 млн т, достигла 22,2 млн т (www.ngv.ru).

В декабре 1999 г. в стране был создан Государственный нефтяной фонд Азербайджанской Республики. ГНФАР является внебюджетным государственным институтом, подотчетным главе государства. Активы фонда формируются в основном за счет доходов, получаемых республикой от продажи нефти и газа, бонусных выплат от реализации нефтегазовых проектов, арендной платы за использование государственного имущества в рамках договоров, заключенных с иностранными компаниями. Основной смысл создания Госнефтефонда в том, чтобы ориентировать нефтяные доходы прежде всего на будущее страны и периодические вливания в госбюджет.

На начало 2006 г. активы ГНФАР составляли около 1,4 млрд долл. На 2006 г. доходы фонда были утверждены в размере 896,6 млн долл. Поступления от реализации прибыльной нефти составили 759 млн долл., в виде транзитной платы за транспортировку нефти по трубопроводу Баку–Супса по территории Азербайджана — на уровне 15 млн долл., бонусные выплаты — 75 млн долл., поакровые выплаты — 8,2 млн долл. Помимо этого, доходы от управления средствами фонда в 2006 г. составили 39,1 млн долл., а прочие доходы и поступления — 0,11 млн долл. (www.ngv.ru).

Что касается сотрудничества с Азербайджаном, то Казахстан рассматривает эту страну в качестве братского государства в Кавказском регионе, перспективного партнера в реализации проектов в энергетической сфере, в области транспорта и коммуникаций, а также в вопросах сотрудничества и обеспечения безопасности на Каспийском море и противодействия новым вызовам.

Дипломатические отношения между Казахстаном и Азербайджаном были установлены 27 августа 1992 г. С 16 декабря 1994 г. начало свою работу посольство республики Казахстан в Баку. Одним из первых Казахстан заключил с Азербайджаном соглашения о разделе дна Каспийского моря по срединной линии по секторам.

Если рассматривать энергетическую политику Казахстана в целом, то в настоящее время азербайджанское направление не является основным. Как уже отмечалось выше, приоритетным является сотрудничество с Россией в этой области, затем с Китаем. Сотрудничает Казахстан с Азербайджаном в сфере энергетики, на наш взгляд, чтобы иметь разнообразные варианты для маневра на будущее. Н. Назарбаев, как опытный политик, осознает, что нельзя быть «привязанным» только к чему-то одному. Он ясно понимает, что участие в различных проектах дает Казахстану возможность экономического и политического выбора.

Есть ещё один немаловажный момент. Во всех идущих из Баку на Запад трубопроводных проектах никакой доли собственности у казахстанских компаний нет. Более того, практически ничего казахстанским бизнесменам не досталось и от подрядов и субподрядов по строительству и эксплуатации этих транспортных объектов. Все основные подряды были переданы западным компаниям, именно они и взяли на себя основную нагрузку по тем видам работ, ради которых их привлекли. Контракт на укладку азербайджанского участка трубопровода достался греческой компании CCIC («Consolidated Contractors International Company»), грузинского участка — франко-американскому СП «Spie Capag/Petrofac», на предоставление услуг по проектированию, поставкам материалов и оборудования — британской компании «John Brown Hydrocarbons». А генеральный подрядчик проекта БТД на территории Турции — турецкая государственная газовая компания «Botas» (www.zonakz.net).

Подрядчики этих трубопроводов к субподрядам стараются привлекать компании именно тех государств, по территориям которых прокладывается трубопровод. А Казахстан был обделен контрактами. Возникает вопрос: почему произошла такая ситуация с казахстанскими компаниями? Ответ может быть следующим. Видимо, власти Азербайджана опасаются значительного участия и укоренения казахстанских компаний в бизнес-проектах внутри страны. Это связано с тем, что Азербайджан сам позиционируется как мощное энергетическое государство в Каспийском регионе. Поэтому несмотря на заявленные большие планы экономического сотрудничества, оно осуществляется крайне медленно и «со скрипом». Политического же сотрудничества между странами практически нет.

Рассмотрим, как происходило сотрудничество в энергетической сфере между двумя странами в течение последних нескольких лет. Казахстан взаимодействует с Азербайджаном как на основе двухсторонних договоров, так и в рамках таких интеграционных объединений, как СНГ, ОЭС, ТРАСЕКА, ОИК, СВМДА, ОБСЕ.

Казахстан заинтересован в расширении транспортной инфраструктуры портов на Каспии. Так, в Бакинском порту Говсаны уже в апреле 2007 г. был построен терминал, рассчитанный на 2 млн т казахстанской пшеницы, часть ее должна отправляться в соседние страны. Зерновой терминал построен и в казахстанском порту Актау. Из Азербайджана в Казахстан поставляется также продукция топливно-энергетического комплекса (реактивный керосин, дизельное топливо, смазочные масла), оборудование для машиностроения.

Перед двумя государствами открываются широкие перспективы нового сотрудничества — транзита энергоносителей через территории двух стран с использованием нефтепроводов, существующих и строящихся железнодорожных линий, автомобильных трасс и морских портов. Для Казахстана это — выход на европейский и мировой рынки, для Азербайджана — короткий путь в республики Средней Азии, Китай, восточные регионы России. Так, еще в 2004 г., по словам тогдашнего первого вице-премьера правительства Азербайджана Аббаса Аббасова, через территорию Азербайджана было экспортировано более 3 млн т казахстанской нефти (www.energonew.ru). Премьер отметил, что расширяющийся транспортный потенциал двух стран должен способствовать дальнейшему увеличению объемов перевозимых грузов, в том числе транспортировке казахстанской нефти по маршруту Актау–Баку.

Кроме того, после пуска нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан Казахстан по соглашению с Азербайджаном подключится к пополнению этого нефтепровода. Танкерным флотом казахстанская нефть будет доставляться в Баку от порта Актау. Этот энергокоридор Актау–Баку предназначен для нефти с месторождения «Кашаган», но начало добычи в промышленных масштабах в этом месторождении была запланирована только с 2008 г., а прихода казахстанской нефти в Азербайджан можно ожидать не ранее 2010 г.

Предусматривается, что участок Актау–Баку будет действовать как самостоятельный объект. Для создания системы Актау–Баку предполагается строительство нового терминала для хранения и перекачки нефти в село Курык (порт в 76 км юго-восточнее Актау) и соединительных трубопроводов. Для этого будут сооружены выносные причалы. Мощность системы по перекачке составит всего 30 млн т нефти в год, однако на первом этапе будет перевозиться 7,6 млн т нефти. Выносные причальные устройства необходимы для погрузки нефти в танкеры с большим водоизмещением 60 тыс. т или же 25 тыс. т.

Акционерами БТД являются — ВР (30,1% долевого участия), ГНКАР (25%), Statoil (8,71%), Unocal (8,9%) TPAO (6,53%), Itochu (3,4%), Amerada Hess (2,36%), ENI (5%), ConocoPhillips (2,5%), Inpex (2,5%), Total (5%). Среди акционеров четыре компании, участвующие в контракте на месторождении «Кашаган». Это ENI, ConocoPhillips, Inpex и Total. Эти компании, естественно, имеют экономический интерес в транспортировке добытой ими нефти по ими же сооруженным трубопроводам (www.ia-centr.ru).

Само межправительственное соглашение с Азербайджаном было подписано 16 июня 2006 г., тогда же Казахстан и присоединился к проекту Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД). Данное соглашение планировалось подписать еще в мае 2005 г. во время визита президента Казахстана Н. А. Назарбаева в Баку. Однако Азербайджану и США не удалось тогда получить твердые гарантии от казахстанской стороны экспортировать необходимый объем нефти через БТД. И с тех пор давление на Казахстан планомерно усиливалось, что неудивительно, учитывая, что будущее проекта в значительной мере зависит от поставок казахстанской нефти. По мнению многих экспертов в данной области, нынешних объемов нефтедобычи в Азербайджане не хватает для полной загрузки нефтепровода (www.eurasianhome.org).

В апреле 2006 г. на заседании двусторонней межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, было принято решение о том, что Казахстан и Азербайджан рассмотрят возможность создания в Баку совместного предприятия в сфере нефтегазового машиностроения. Как отмечается в протоколе, комиссия рекомендовала ОАО «Азнефтьхиммаш» и АО «Национальная компания “КазМунайГаз”» изучить и внести на рассмотрение комиссии проект по созданию в Баку совместного предприятия по производству важнейших видов нефтегазового оборудования. Кроме того, ОАО «Азнефтьхиммаш» и ОАО «Национальная компания “Казахстан инжиниринг”» рекомендуется завершить переговоры по вопросам открытия представительств, созданию сервисных баз по обслуживанию нефтегазового оборудования, в том числе в городах Актау и Азитан (www.mashportal.ru).

В апреле 2007 г. в Азербайджане с официальным визитом находился премьер-министр Казахстана К. Масимов. В ходе переговоров он заявил, что Казахстан заинтересован в транспортировке собственных энергетических ресурсов через территорию Азербайджана. В свою очередь премьер-министр Азербайджана А. Раси-заде отметил, что страны, обладающие энергетическими ресурсами, должны сами принимать решения, через какие государства они собираются их транспортировать. «Если Казахстан примет решение транспортировать энергоресурсы через территорию Азербайджана, то мы рады будем содействовать в реализации этого процесса» (www.azeri.ru). Кроме того, на встрече было заявлено, что «уровень взаимоотношений между Казахстаном и Азербайджаном самый высокий, но жизнь требует расширения этих взаимоотношений». Раси-заде отметил, что «товарооборот между Азербайджаном и Казахстаном по итогам 2006 г. по сравнению с 2005 г. вырос почти в два раза. Это пока еще маленький объем, потом он может быть больше, но сам темп роста говорит о том, что наши отношения динамично развиваются» (http://spy.kz).

К. Масимов сообщил, что в ходе визита стороны обсудили вопросы сотрудничества в области авиации, энергетики, транспорта и связи. По его словам, Казахстан заинтересован в продлении соглашения по морскому транспорту с Азербайджаном. «Срок данного договора от 2001 г. уже истек, и стороны могли бы дать поручения соответствующим министерствам проработать этот документ для подписания его в ходе следующей встречи на высшем уровне», — сказал он. «Кроме того, необходимо решить вопрос, связанный с расширением инфраструктуры по транспортировке углеводородов и сухогрузов, как в Азербайджане, так и в Казахстане. Нам бы хотелось, чтобы мы с вами вели согласованную политику, чтобы инвестиции в инфраструктуру шли синхронно между собой, чтобы грузы, которые мы вам отправляли, могли бы симметрично приниматься с вашей стороны, и наоборот», — подчеркнул К. Масимов (Там же).

На встрече с президентом Азербайджана в августе 2007 г. Президент Казахстана Н. Назарбаев заявил, что с учетом опыта Азербайджана в области нефтегазового машиностроения имеются большие перспективы создания совместных предприятий и производств в этом направлении (www.kazpravda.kz). Н. Назарбаевым было отмечено, что «Азербайджан для нас очень интересен как транзитная территория в связи с тем, что мы, как ранее договорились, участвуем в проекте Баку–Тбилиси–Джейхан, в будущем — по газовым проектам и железнодорожному переходу через Азербайджан и Грузию на Черное море» (www.news.central.kz).

Н. Назарбаев выразил уверенность в том, что двусторонние переговоры и подписание документов по их итогам «создадут новые благоприятные условия для увеличения товарооборота между двумя странами и, самое главное, будут способствовать сближению двух народов и государств» (www.news.central.kz). В свою очередь И. Алиев отметил на переговорах, что Азербайджан готов предоставить беспрепятственный доступ для транспортировки грузов из Казахстана по территории своей страны.

Необходимо отметить, что эта казахстанско-азербайджанская встреча на высшем уровне впервые прошла исключительно вокруг энергетической тематики, а все остальные вопросы двустороннего сотрудничества носили фон своеобразного «делового прикрытия», нежели важных межгосударственных обсуждений. Эксперты отмечают, что приезд с И. Алиевым в Астану президента государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Абдуллаева свидетельствует о том, что энергетическая проблематика в сотрудничестве с Казахстаном в первую очередь волнует азербайджанское руководство. На этой встрече было подписано соглашение о стратегическом партнерстве в нефтегазовой отрасли и меморандум о совместном сотрудничестве по транскаспийскому проекту между АО «ННК “КазМунайГаз”» и Государственной нефтяной компанией Азербайджана. Стороны заявили о продолжении сотрудничества в нефтегазовой отрасли. В соглашении есть договоренности по транспортировке и транзиту казахстанской нефти, нефтепереработке и нефтехимии, а также совместному использованию нефтегазовой инфраструктуры ГНКАР.

Страны намерены совместно реализовывать Транскаспийский проект, в состав которого войдут нефтеналивные терминалы на казахстанском побережье Каспийского моря, танкеры и суда, нефтеналивные терминалы на азербайджанском побережье Каспийского моря и соединительные сооружения до системы Баку–Тбилиси–Джейхан.

Что касается самой транскаспийской системы, она является частью проектируемой Казахстанской каспийской системы транспортировки (ККСТ). Планируется, что ККСТ обеспечит на начальном этапе транспортировку 500 тыс. баррелей в сутки (23 млн т в год) с последующим увеличением до 750–1200 тыс. баррелей в сутки (35–56 млн т в год)  (www.energyland.info).

В рамках реализации этого проекта планируется строительство нефтепровода Ескене–Курык, который обеспечит открытие коридора Восток–Запад по маршруту Курык–Баку–Тбилиси–Джейхан. Проект создания транспортной системы «Курык–Баку–Тбилиси–Джейхан» предполагает транспортировку нефти с казахстанского побережья Каспийского моря в Баку и далее по нефтепроводу «Баку–Тбилиси–Джейхан», с месторождений у порта Курык, где планируется построить нефтеналивной терминал для приема крупнотоннажных танкеров.

Азербайджан и Казахстан, как страны, не имеющие разногласий в политической и экономической сферах, планируют интегрировать все свои возможности. Кроме нефти, это может быть взаимная поставка буровых установок, другого оборудования и транспортных средств. При этом особое внимание будет уделяться вопросам экологии, так как Каспийское море, как замкнутый водоем, требует к себе повышенного внимания.

О значении энергетического сотрудничества между двумя странами заявлял и бывший премьер-министр Казахстана Д. Ахметов. Так, в интервью одному из информационных агентств он сказал, что одной из наиболее перспективных сфер двустороннего сотрудничества как с экономической, так и с политической точки зрения, является, прежде всего, развитие казахстанско-азербайджанского энергетического диалога. С учетом сходства задач, стоящих перед правительствами двух стран, он отметил важность акцентирования усилия сторон на диверсификационном пути развития взаимоотношений (www.rol.ru). В этом контексте наиболее актуальными для него представлялись задачи по созданию совместных предприятий в энергетической области, включая отрасли переработки сырья и производства готовой продукции. Особый интерес вызывало развитие нефтегазохимических комплексов Казахстана и Азербайджана (www.rol.ru).

В последние три года в структуре поставок из Казахстана преобладали: природный газ — 46,2%, зерно — 21,6%, счетчики электроэнергии — 5,9%, рис — 4,3%. В структуре поставок из Азербайджана преобладали: продукция топливно-энергетического комплекса (реактивный керосин, дизельное топливо, смазочные масла) — 53,3%, машиностроения — 14,4%, черной металлургии — 8,9% и т. д. (www.caspenergy.com). В октябре 2007 г. между азербайджанским ОАО «Азнефткимямаш» и казахстанскими ТОО «Казпетромаш», АО «Казнефтегазмаш» и Sewon–Vertex Heavy Industry подписан Меморандум о совместной деятельности в области нефтяного машиностроения и о создании совместного производства нефтегазопромыслового оборудования.

Азербайджанский фонд поощрения экспорта и инвестиций (AZPROMO) сообщил, что по соглашению президентов Азербайджана и Казахстана, достигнутому в рамках официального визита главы государства Ильхама Алиева в Астану стороны будут углублять сотрудничество в области нефтяного машиностроения, в том числе путем создания совместных предприятий в сфере производства нефтегазопромыслового оборудования (www.derrick.ru).

10–12 октября 2007 г. большая делегация специалистов «Азнефткимямаш» побывала в казахстанском городе Актау и ознакомилась с производственным потенциалом региона и предложила пути дальнейшего сотрудничества. В казахстанскую делегацию, прибывшую в Баку с ответным визитом, вошли руководители и специалисты ведущих машиностроительных заводов Западного Казахстана. Благодаря подписанному меморандуму, азербайджанские и казахстанские компании совместно определят дальнейшие проекты и на основе изучения рынка организуют совместные предприятия в сфере нефтегазового машиностроения.

В 2008 г. сотрудничество между двумя странами продолжилось. Так, 14 ноября 2008 г. в Баку между АО «КазМунайГаз» и Государственной нефтяной компанией Азербайджана был подписан договор о принципах реализации транскаспийского проекта. Он предусматривает создание совместной проектной компании, ее финансирование, установление тарифов, условий использования. Успешная реализация проекта даст возможность создать надежную и долгосрочную систему транспортировки нефти с берегов Каспия на мировые рынки посредством Баку–Тбилиси–Джейхан и других инфраструктур транспортировки энергоносителей.

Как уже отмечалось выше, планируется, что Транскаспийская система обеспечит на начальном этапе возможность транспортировки нефти в объеме 500 тыс. баррелей в сутки (23 млн т в год) с последующим увеличением до 750–1200 тыс. баррелей в сутки (35–56 млн т в год) (www.nomad.su).

Таким образом, можно заключить, что отношения между Азербайджаном и Казахстаном в энергетической сфере будут и впредь развиваться, поскольку оба государства имеют взаимные интересы, которые, в свою очередь, совпадают с интересами потребителей на рынках западных стран. Но Казахстан в ближайшие годы не будет переориентироваться на азербайджанское направление, считая приоритетными российское, а затем китайское направления транспортировки своих углеводородов. По прогнозам аналитиков, доля южнокавказского направления в экспорте может увеличиться максимум до 20% (www.expert.ru). Бóльшую же часть свой нефти Казахстан будет экспортировать через территорию России.

Литература

1. Нефтегазовый сектор Центральной Азии и сценарии региональной интеграции / Фонд «Наследие Евразии» // Экономическое обозрение ЕвраазЭС. 2006. № 3 (8). С. 6–13.

2. www.caspenergy.com/33/2005_33_05b.html

3. Central Asia: Regional electricity export potential study. World Bank, Washington, D.C., December, 2004.

4. www.derrick.ru/index.php?f=n&id=12390

5. www.energonew.ru/news/base/2005/05/8236.htm

6. www.expert.ru/printissues/kazakhstan/2007/18/eksport_uglevodorodov/

7. www.gazeta.kz/art.asp?aid=105873

8. www.ia-centr.ru/archive/public_detailsef73-2.html?id=33 17

9. www.mashportal.ru/machinery_news-3977.aspx

10. www.ngv.ru/article.aspx?articleID=21658

11. www.ngv.ru/article.aspx?articleID=21658

12. www.nomad.su/?a=4-200811170125

13. http://spy.kz/modules.php?name=News&file=article&sid=248#TXT_193055

14. www.vsyhimia.ru/news.php?id=8707

15. http://www.cisstat.com/; февраль 2005.

16. http://www.apn.kz/; 20.01.2006.

17. http://www.rol.ru/news/misc/newssng/06/05/08_024.htm;%2008.05.2006.

18. http://www.eurasianhome.org/; 20.06.2006.

19. www.azeri.ru/papers/news-azerbaijan/390/; 04.04.2007.

20. http://www.news.central.kz/; 07.08.2007.

21. www.energyland.info/news/world_news/2007/08/08/news_880

22. www.kazpravda.kz/print.php?chapter=1186520235; 08.08.2007.


Статья подготовлена на основе доклада, сделанного автором на VII общей ежегодной конференции Евразийской сети политических исследований (ЕСПИ), прошедшей 6 февраля 2009 г. в Москве.

© Л. Ю. Гусев, 2009

1 Цит. по материалам Всемирного банка. См.: Central Asia: Regional electricity export potential study. World Bank, Washington, D.C., December, 2004.

Ключевые слова: сфера энергетики, экспортные нефтяные маршруты, трубопровод Баку–Тбилиси–Джейхан, азербайджанское направление, транспортировка углеводородов.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Журнал «ПОЛИТЭКС»
Распечатать страницу