США продолжают увеличивать военные расходы

11.09.09

США продолжают увеличивать военные расходы

Эксперты МГИМО: Тимофеев Иван Николаевич, к.полит.н.

Спустя 8 лет после терактов 11 сентября, послуживших толчком к началу кампании против международного терроризма, военные расходы США продолжают расти. Текущие финансовые трудности не должны стать помехой увеличению военных ассигнований. Об этом, в частности, заявил американский президент Барак Обама в своей недавней речи в Фениксе1.

Будет ли способствовать рост американских военных расходов ухудшению отношений с основными партнерами, прежде всего, с Россией? Следует ли рассматривать дальнейший рост как предпосылку обострения дилеммы безопасности и росту непредсказуемости в отношениях с США? Является ли подобная динамика уникальным явлением, и какую динамику показывают другие державы?

Американские расходы на оборону увеличиваются на протяжении последних десяти лет. 1999 г. стал переломной точкой после окончания холодной войны. По данным СИПРИ, с 1988 по 1998 гг. траты США на военные нужды сократились более чем на 32% - с 483,9 до 328,6 миллиардов долларов (по курсу 2005 г.)2. В 1998 г. спад достигает «дна», в 1999 г. происходит перелом тенденции, а в 2000 г. наблюдается уже достаточно заметный рост (на 3,87% по сравнению с предыдущим годом).

Теракты 11 сентября значительно подстегнули темпы роста оборонных расходов. В 2002 г. они увеличились более чем на 12%, в 2003 – почти на 14%, а в 2004 – на 9%. В последующие годы темпы роста были не такими внушительными (в среднем 3,4% в год), но ни разу этот показатель не был отрицательным.

В результате, уже в 2005 г. объем военного бюджета превысил показатели 1988 г. т.е. объем времен «холодной войны», а к 2008 г. этот отрыв существенно увеличился. По состоянию на 2008 г., траты на военные нужды составили более 548,5 млрд. долларов. Показатель вырос на 13,3% в сравнении с 1988 г. и почти на 67% в сравнении с 1998 г.

Подобная динамика вызывала немалый резонанс. Наряду с финансированием кампаний в Афганистане и Ираке, США активно модернизировали вооруженные силы. Большую озабоченность России вызвало развертывание инфраструктуры НПРО и другие дорогостоящие проекты. Российско-американским отношениям эти инициативы, по меньшей мере, не добавляли предсказуемости и определенности.

Однако дальнейшее увеличение военных расходов США, скорее всего, будет иметь меньший резонанс. Оборонный бюджет и так достиг огромных размеров. При сохранении текущих вызовов и приоритетов американской внешней политики и отсутствии новых угроз, его резкое увеличение по образцу начала 2000-х гг. представляется маловероятным.

Негативный эффект предстоящего увеличения оборонных расходов может снизить и намерение Обамы реструктурировать бюджет Пентагона. Больший акцент может быть сделан на подготовку войск к локальным конфликтам, а некоторые дорогостоящие проекты вполне могут оказаться секвестрованными.  Конечно, это не означает намерение снизить потенциал мощи США. Скорее речь идет о его приведении в соответствие с текущими реалиями. 

Следует отметить, что США являются не единственной державой, которая последовательно увеличивает свои оборонные расходы в последнее десятилетие.

Российский показатель стал увеличиваться практически синхронно с американским. Темпы его прироста за последние 10 лет оказались даже выше американских. Однако это не должно вводить в заблуждение. Провал расходов нашей страны после окончания «холодной войны» был значительно более сильным по сравнению с США. С 1988 по 1998 гг. оборонный бюджет сократился более чем в 16 раз. В итоге, даже несмотря на динамичный рост последнего десятилетия, предкризисные затраты России несопоставимы с периодом «холодной войны» (38,2 млрд. долларов в 2008 г. против 218,4 млрд. в 1988 г.). Тогда как американские расходы давно превысили уровни конца 1980-х гг.

Значительным динамизмом отличаются военные расходы Китая. По сравнению с 1989 г. они увеличились более чем в 5 раз (с 12,27 млрд. до 63,6 млрд. долларов). Причем в последнее десятилетие темпы прироста значительно выше американских – в среднем они растут более чем на 12% в год. Несмотря на сохраняющийся разрыв с США, Китай вышел на второе место в мире по расходам на оборону. Резонансный потенциал динамики Китая для системы международных отношений в перспективе может оказаться сильнее американских усилий по наращиванию своей мощи.

Растут и военные затраты Индии, хотя их рост значительно более скромен по сравнению с Китаем. В сравнении с 1988 г. они увеличиваются более чем в 2 раза (с 12,2 млрд. до 24,7 млрд. долларов в 2008 г.). Большая часть этого роста приходится на последнее десятилетие.

Иную динамику показывают западноевропейские державы и Япония. Во Франции военные расходы с 1988 по 2008 гг. сократились на 7,5% (с 56,8 млрд. до 52,56 млрд. долларов). В последнее десятилетие показатель стал расти, но совокупный прирост за весь этот период составил всего 4,4%.

Еще более ярким примером является Германия. Здесь траты на оборону с 1988 по 2008 гг. упали на 26,3% (с 55,6 млрд. в 1988 г. до 37,2 млрд. в 2008 г.). За истекшие десять лет они также не росли, сократившись на 9,1%.

В случае Японии показатель вырос за двадцать лет всего на 15,1% (с 37,13 млрд. в 1988 г. до 42,75 млрд. в 2008 г.). Но начиная с 1999 г. по настоящее время он переживает стагнацию, упав почти на 1,5%.

Великобритания, с ее активными усилиями по поддержке военных кампаний США, несколько выбивается из этого ряда. За последние десять лет ее траты на оборону увеличились на 20%. Но они так и не достигли уровней «холодной войны», снизившись по сравнению с 1988 г. почти на 9% (62,9 млрд. в 1988 г. и 57, 39 млрд. долларов в 2008 г.).

Таким образом, западноевропейские державы, похоже, снижают системные риски для существующей системы международных отношений. Помимо США, значимым игроком, который мог бы привести к обострению дилеммы безопасности, становится Китай, наиболее динамично наращивающий свои военные расходы.

Более подробно эти тенденции анализируются в исследовании Центра аналитического мониторинга ИМИ МГИМО, результаты которого опубликованы в журнале «Полис»3.


1Remarks by the President at the Veterans of Foreign Wars Convention. Phoenix, Arizona. August 17, 2009.  http://www.whitehouse.gov/the_press_office/Remarks-by-the-President-at-the-veterans-of-foreign-wars-convention/

2Здесь и далее используются оценки СИПРИ. Данные доступны до 2008 г., что является нормой для международной статистики. Обычно публикация количественных данных осуществляется с запаздыванием в 1-2 года. Все показатели приведены в долларах США по курсу 2005 г., что делает оценки сопоставимыми. Данные доступны на сайте СИПРИ http://www.sipri.org/research/armaments/milex/research/armaments/milex/milex_database

3См. Тимофеев И.Н. Дилемма безопасности. Риск вооруженного конфликта между великими державами. // Полис, 2009, № 4.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Распечатать страницу