Обама выходит из игры при своих

18.09.09

Обама выходит из игры при своих

Эксперты МГИМО: Богатуров Алексей Демосфенович, д.полит.н., профессор

Вашингтон намерен повременить со строительством ПРО в Польше и Чехии

В преддверии визита президента России Дмитрия Медведева в Нью-Йорк США сообщили о готовности отложить планы по развертыванию элементов ПРО в Польше и Чехии. Вашингтон не отказывается от идеи полностью, а сигнализирует, что пока может ограничиться строительством противоракетной обороны в Средиземноморском регионе. Российские эксперты расценивают это как положительный шаг, позволяющий Москве надеяться на начало содержательного диалога с Вашингтоном. По его итогам стороны могли бы договориться о развертывании совместной ПРО и решить другие стратегические вопросы.

Министр обороны США Роберт Гейтс и зампредседателя Объединенного комитета начальников штабов (ОКНШ) США генерал Джеймс Картрайт провели вчера пресс-конференцию, посвященную противоракетной обороне. За несколько часов до ее начала информагентства сообщили, что американская делегация вела переговоры в Польше и Чехии. Премьер Чехии Ян Фишер заявил, что президент США Барак Обама позвонил ему в среду, чтобы проинформировать: развертывание РЛС в Чехии откладывается. Аналогичный сигнал получила Варшава. Проект Джорджа Буша предполагал размещение 10 противоракет в Польше и мощного радара в Чехии, которые, как утверждала администрация Буша, должны были защитить США и американских союзников в Европе от иранской ракетной угрозы.

По данным американской газеты Wall Street Journal, исходя из последних оценок ракетных возможностей Ирана, в Вашингтоне решили, что американским союзникам в Европе пока больше угрожают иранские ракеты средней и меньшей дальности. И поэтому администрация Обамы переключится на развертывание региональной ПРО для континента. В Москве же считают, что планы были направлены на подрыв возможностей российских сил ядерного сдерживания.

Израиль, Турция, Румыния и Болгария как альтернатива Польше

В интервью «НГ» бывший начальник Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения Виктор Есин отметил, что оценивает решение администрации Обамы с осторожным оптимизмом. Он указал, что ситуация развивается в позитивном для России направлении. «Но я бы не стал утверждать, что проект в Польше и Чехии полностью закрыт. Он отложен. При этом Обама поставил задачу проработать альтернативные варианты, что дает надежду, что американцы в дальнейшем окончательно откажутся от развертывания РЛС в Чехии и 10 противоракет в Польше», – заявил генерал-полковник. Лишь после того как выяснится, что альтернативные варианты будут приемлемы для России, можно будет говорить об успехе российских дипломатических усилий.

По словам Виктора Есина, сделка по продаже Турции американских комплексов Patriot Pac-3 на 7,8 млрд. долл. вписывается в планы американцев по развертыванию региональной ПРО. «Американцы считают, что опасность, исходящая сейчас от ракетных средств Ирана, может быть нейтрализована за счет региональной ПРО. Она предусматривает развертывание комплексов Patriot в Израиле (что уже осуществлено), а также в Турции. Не исключено, что новый противоракетный комплекс THAAD развернут в Болгарии и Румынии. Это более совершенный ЗРК, – заявил эксперт. – Морским компонентом региональной системы будут корабли, оснащенные системой «Иджис» и комплексами «Стандарт-3» второй модификации». Это позволит создать эффективную систему ПРО в регионах Черного и Средиземного морей, способную противостоять иранским ракетам средней и меньшей дальности. По скоростным характеристикам эти средства противоракетной обороны не способны перехватывать российские межконтинентальные баллистические ракеты.

Ракеты большой дальности у Исламской Республики могут появиться не раньше, чем через четыре-пять лет, прогнозирует Виктор Есин. Это как раз тот срок, который есть у Москвы и Вашингтона, чтобы договориться и реализовать взаимоприемлемый проект ПРО, который обеспечил бы защиту от будущих иранских межконтинентальных ракет. Главное, по мнению специалиста, создать совместный центр обмена данными и предупреждения ракетных угроз. Центр позволил бы отслеживать развитие ракетных технологий в мире и давать реальные оценки угроз. Если этот первый шаг не сделать, то совместную ПРО Москве и Вашингтону не создать.

В ожидании «большой сделки»

Проректор МГИМО профессор Алексей Богатуров также предостерег от поспешных выводов до того, как в Москве получат и прочитают до конца соответствующие документы от американцев. В них ведь вполне могут быть обозначены новые американские позиции, неприемлемые для России.

Так или иначе, решение Вашингтона не размещать элементы ПРО в Восточной Европе вряд ли свидетельствует о том, что нынешняя администрация США лучше понимает озабоченности России. За последние 20 лет любое значимое решение Белого дома, как утверждают американисты, в основном мотивировалось внутренними делами.

Республиканская администрация Буша была сторонницей концепции избыточной безопасности, и демократы ставили под сомнение целесообразность достижения этой сверхбезопасности ценой усиления напряженности в отношениях с другими государствами, а также высоких финансовых затрат. Профессор Богатуров полагает, что решение Обамы следовало бы рассматривать в контексте внутриполитического «ревизионизма» хозяина Белого дома, без которого не обходится ни одна новая американская администрация. «Обама показывает, что он – революционер, у которого есть не только новые идеи, но и смелость, чтобы их осуществить. Он не боится критиков», – заявил Алексей Богатуров в беседе с «НГ».

Тем не менее эксперт считает, что шаг Обамы, если он последует, безусловно, необходимо оценить положительно. Ведь он открыл бы путь для серьезного разговора Москвы и Вашингтона, которого у них уже давно не было. Для российских дипломатов – это стимул для активизации переговорного процесса с американцами. Но в то же время нашим переговорщикам следует внимательно посмотреть, с чем США свяжут свое решение по ПРО. Алексей Богатуров предположил, что Москве предстоит серьезный откровенный разговор с американцами по Ирану. «Игра стоит свеч. Такой содержательный разговор необходим», – отметил эксперт.

Аналитики полагают, что данный шаг Вашингтона вполне можно рассматривать в рамках гипотезы «большой сделки» с Москвой, иначе говоря – пакетного решения основных проблем, отягощающих российско-американские отношения. Помимо иранской ядерной программы в этот список входит вопрос будущего режима контроля над вооружениями. Как сообщило вчера агентство Интерфакс-АВН со ссылкой на военно-дипломатический источник в Москве, «отказ Вашингтона от планов развертывания в Европе объектов стратегической противоракетной обороны будет способствовать подготовке нового российско-американского соглашения по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ)». Источник отметил: «По сути, сейчас вопрос ПРО остается практически единственным серьезным разногласием в переговорах по новому Договору о СНВ, поскольку Россия рассматривает размещение элементов американской противоракетной обороны в Европе угрозой своей национальной безопасности».

Специалисты считают, что в случае «большой сделки» американцы наверняка выдвинули бы Москве максимальные требования, удовлетворение которых в полном объеме не соответствовало бы российским национальным интересам. В зависимости от условий стороны могли бы рассматривать вопросы как в пакете, так и по отдельности в рамках содержательного диалога. Возможно, во втором случае шансы добиться компромиссного решения были бы выше.

Новый европейский подход Белого дома

Между тем решение администрации Обамы отложить планы по развертыванию баз ПРО в Польше и Чехии вызывает вопросы относительно политики Вашингтона на восточноевропейском направлении. В прессе немало говорилось об «особых отношениях» администрации Буша со странами бывшего Восточного блока. Они действительно были специфическими, если вспомнить, как республиканцы умело использовали стремление поляков и чехов оказаться нужными единственной оставшейся сверхдержаве. В 2003 году, когда столпы Старого Света – Франция и Германия – вдруг пошли против решения Буша вторгнуться в саддамовский Ирак, такой шанс у восточноевропейцев представился. Что могло плотнее скрепить новые узы между Вашингтоном и Новой Европой? Отправка восточноевропейских солдат в Ирак и развертывание стратегических баз США в Польше и Чехии.

Обама, установивший нормальные отношения с французскими и немецкими коллегами, возможно, перестанет делить Европу на Старую и Новую, продвигая идею консолидации европейских партнеров в рамках Евросоюза и НАТО. Другой вопрос, что, по мнению экспертов, большая сплоченность европейцев может осложнить диалог Москвы с ЕС.

Западные специалисты не склонны преувеличивать военно-политические последствия потенциального шага Вашингтона по ПРО. Как заявил «НГ» доктор Иэн Энтони, руководитель Программы контроля над вооружениями и нераспространения ОМУ в Стокгольмском институте исследования проблем мира, речь идет о попытке Обамы переломить динамику игры с нулевой суммой. «Администрация Обамы унаследовала ситуацию, когда сгенерированный в 1990-х годах импульс по созданию совместной структуры безопасности в Европе пропал. Ситуация напоминает игру с нулевой суммой, в которой центральноевропейские страны и Россия стали думать друг о друге как о соперниках – заявил доктор Энтони. – Они истолковывают определенные события как «выигрыш» и «поражение». В этом свете рассматривается и вопрос ПРО».

Эксперт подчеркнул, что США не аннулировали дополнительные договоренности с поляками и чехами, призванные убедить их в готовности американцев предоставить дополнительную защиту. Решение Вашингтона отвечает на специфические озабоченности, связанные с ПРО, но оно недостаточно для урегулирования более глубокой проблемы – восстановления позитивной динамики сотрудничества в сфере безопасности и для Европы, резюмировал эксперт.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: «Независимая Газета»
Распечатать страницу