К заседанию руководящих органов Содружества независимых государств

07.10.09

К заседанию руководящих органов Содружества независимых государств

Эксперты МГИМО: Чернявский Станислав Иванович, д.ист.н.

8 октября 2009 г. в Кишиневе состоится очередное заседание Совета министров иностранных дел (СМИД) СНГ. Как правило, оно предшествует работе других руководящих органов - Совета глав правительств и Совета глав государств. Так будет и на этот раз — с той лишь разницей, что на мероприятия не приедут грузинские руководители в связи с выходом Грузии 18 августа с.г. из состава Организации.

Ожидается, что в повестке форумов всех уровней главное внимание будет уделено экономическим вопросам. Государства-участники по-разному перенесли мировой финансово-экономический кризис — во многих случаях сказались нерешенные ранее проблемы социально-экономического развития, излишки трудовых ресурсов, сырьевая доминанта экспорта. Вместе с тем, Азербайджан, Узбекистан и Казахстан за счет принятия своевременных программ поддержки как частного, так и государственного сектора с наименьшими потерями миновали пиковый период финансового кризиса. Россия, несмотря на собственные трудности, оказывала разностороннюю и значительную помощь своим партнерам.

Серьезный рывок вперед в плане экономической интеграции совершили государства-члены ЕврАзЭС, согласовавшие в сентябре текущего года в Алмааты наиболее сложные вопросы практического применения согласованных таможенных тарифов.

Определенных успехов добились и государства-члены Организации Договора о коллективной безопасности.

Иными словами, интеграция продвигается, хотя, строго говоря, не в рамках самого Содружества, а в «примыкающих» к нему структурах. Было бы, однако, несправедливо отрицать существующий и в рамках СНГ интерес партнеров к отдельным направлениям деятельности — особенно к сфере безопасности.

В контексте изложенного ожидается, что главы государств уделят особое внимание совместным мерам по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса, укреплению пограничной безопасности и усилению контроля за оборотом наркотических средств, а также обсудят конкретные меры по согласованию общей миграционной политики.

Вполне логичной была бы, на наш взгляд, и очередная «сверка часов» в том, что касается инвентаризации договорно-правовой базы Содружества.

Любой саммит СНГ — важнейшее событие для России. Для нас нет альтернативы укреплению интеграционных процессов на пространстве СНГ, а любой шаг, способствующий усилению центробежных тенденций в Содружестве, однозначно нежелателен.

Следует, к сожалению, откровенно признать, что настоящее и будущее СНГ зависят, прежде всего, от отношения к его судьбе самой России. Для этого должен быть преодолен разрыв между декларативными заявлениями о приоритетности СНГ в российской внешней политике и реальным положением дел, когда наблюдается фактический отход России от участия в процессе формирования геополитического пространства СНГ, а в результате имеет место определенная девальвация принципа стратегического партнерства по отношению к странам Содружества.

Необходимо помнить и о судьбах миллионов соотечественников, включая российских граждан, не по своей воле оказавшихся за пределами российского государства. Этот фактор должен оставаться важным аргументом как для внутреннего, так и внешнего пользования, однозначно обосновывающим необходимость укрепления сотрудничества со странами СНГ в сфере экономики, безопасности, гуманитарной области.

Требуется посмотреть по-новому на наши подходы к очагам сепаратизма в странах СНГ. Оценить баланс плюсов и минусов от их сохранения для наших позиций на постсоветском пространстве. Разумеется, мы не должны бросать соответствующие регионы на произвол судьбы. Но надо вырабатывать такие подходы, которые бы представляли нас в качестве позитивной силы в урегулировании. При этом, видимо, придется смириться с тем, что без реального взаимодействия с внешними игроками любые наши инициативы в этой сфере будут в лучшем случае «холостыми выстрелами». Вообще, после событий августа 2008 года возможности для маневра на постсоветском пространстве у нас заметно сократились. Ввиду того, что сохранение конфликтов внутри СНГ ставит под угрозу само его существование и серьезным образом тормозит развитие интеграционных процессов, требуется разработка в первоочередном порядке «дорожных карт» по их урегулированию.

Корректировка нашей стратегии на направлении СНГ должна учитывать не только возросшую дифференциацию постсоветского пространства, но и потенциальные конфликты интересов России с другими экономическими и политическими игроками в данном регионе. Важно исходить из главного: самым опасным для нас сценарием развития событий может стать дестабилизация, обострение межгосударственных конфликтов, развал существующих демократических режимов, приход к власти религиозных или антироссийски настроенных экстремистов.

Анализируя накопленный опыт интеграционного развития на постсоветском пространстве, мировые тенденции функционирования региональных объединений, интеграционный потенциал СНГ, его уникальные геополитические и геоэкономические преимущества, можно сделать однозначный вывод о том, что, несмотря на серьезные трудности, у Содружества есть очевидные перспективы поступательного развития.

Перед Россией и большинством государств СНГ стоит дилемма: смириться в условиях активно реализуемой программы «Восточного партнерства» с ролью пассивного участника мировых процессов глобализации или за счет сложения потенциалов стать их активным участником. Очевидность выбора, на наш взгляд, бесспорна.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Распечатать страницу