К вопросу об установлении дипотношений между Арменией и Турцией

12.10.09

К вопросу об установлении дипотношений между Арменией и Турцией

Эксперты МГИМО: Чернявский Станислав Иванович, д.ист.н.

10 октября в Цюрихе министры иностранных дел Армении и Турции в присутствии коллег из ряда государств (в том числе России и США) подписали «Протокол об установлении дипотношений» и «Протокол о развитии двусторонних отношений», согласно которым страны откроют закрытую с 1993 года границу и установят дипломатические отношения. Этим актом завершились двусторонние армяно-турецкие переговоры, проходившие с 2007 года при посредничестве Швейцарии.

Сам по себе этот факт является крупным успехом международной дипломатии.

Напомним, что граница между Арменией и Турцией закрыта с 1993 года в связи с поддержкой турецкой стороной Азербайджана в вопросе о принадлежности Нагорного Карабаха, который с 1994 года оккупирован войсками Армении. Кроме того, Армения и Турция не могут договориться о трактовке массового истребления армян в Османской империи в 1915-1918 годах. Армяне требуют признать массовые убийства геноцидом, в Турции отказываются это сделать.

Итак, документы подписаны и теперь их предстоит ратифицировать парламентам двух государств. После этого начнутся практические процессы: открытие границы, восстановление дипотношений, работа совместных комиссий для установления добрососедских связей.

В первых комментариях, трактующих плюсы и минусы армяно-турецкого примирения, доминируют позитивные оценки. Отмечается, в частности, что подписанные в Цюрихе протоколы определяют последующие действия сторон по продвижению к всеобъемлющей нормализации межгосударственных связей и приведут к оживлению торгово-экономических контактов, что благотворно отразится на социально-экономическом положении и в Армении, и в Турции. Есть и более сдержанные оценки, в которых основной акцент делается на трудности реализации подписанных документов, негативной реакции на них со стороны как внутренней оппозиции в обеих странах, так и Азербайджана.

Что касается российской позиции, то для нас важно, чтобы на Южном Кавказе восстанавливались мир и доверие. Только они способны обеспечить социально-политическую стабильность в этом многострадальном регионе.

При этом российская сторона готова предпринять практические шаги по закреплению наметившихся позитивных тенденций. В частности, как об этом заявил министр иностранных дел России С. Лавров, Российская Федерация окажет содействие реализации проектов сотрудничества с Арменией и Турцией в электроэнергетической и транспортно-коммуникационной сферах.

Что касается участия России как посредника в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, то российская сторона — и это в очередной раз подтвердила встреча президентов Азербайджана, Армении и России на саммите СНГ в Кишиневе — не намерена снижать своей активности в этом процессе.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Распечатать страницу