Инициатива Медведева сильна амбициями

21.10.09

Инициатива Медведева сильна амбициями

Эксперты МГИМО: Торкунов Анатолий Васильевич, д.полит.н., академик РАН, профессор

Октябрьский референдум подвел черту под конституционным кризисом в Европейском союзе. Новый договор позволит ЕС адаптироваться к новым условиям работы в составе двадцати семи, а дальше и порядка тридцати государств. Он поможет по-новому выстраивать свою внутреннюю и внешнюю политику.

Интеграционный проект, реализуемый ЕС, очень перспективен. Напрямую в Лиссабонском договоре вопросы построения Большой Европы не затрагиваются. Хотя в перспективе ЕС будет усиливать свое влияние на развитие всего региона, а не только того, который образует его территорию. Он будет стремиться к экспорту тех политических, юридических и социально-экономических решений, которые он для себя нашел. Он будет добиваться того, чтобы на них ориентировались и все другие европейские страны.

Россия, со своей стороны, предлагает более демократичное видение Большой Европы. В соответствии с ним РФ, ЕС, все третьи европейские страны должны совместными усилиями создавать тот мир, в котором мы хотели бы жить. Важно, чтобы он строился на равноправной основе, чтобы в нем комфортно чувствовали себя все страны и все народы.

В краткосрочной и даже среднесрочной перспективе речи о том, чтобы оставшиеся вне ЕС страны Большой Европы влились в ЕС, просто не идет. К этому никто не готов. Европейский союз этого не выдержит. Вхождение ЕС в Большую Европу также не актуально. С одной стороны, ЕС уже находится в Большой Европе. С другой — Большая Европа пока скорее надежда на лучшее будущее, нежели реальность.

Договор о европейской безопасности нуждается в перезаключении. Многие его базовые элементы закреплены в Хельсинкском акте, а также документах ОБСЕ. Их можно и нужно использовать, адаптировав к потребностям сегодняшнего дня. Вместе с тем часть договоренностей, которые должны лежать в основе евроатлантической безопасности, нужно переосмыслить. Они получили порой двусмысленную интерпретацию в практике международных отношений. Задача сегодняшнего дня — выйти на общее понимание того, как и какие правила игры все государства, любые администрации и правительственные структуры должны соблюдать в своей повседневной деятельности.

Однако инициатива Дмитрия Медведева, касающаяся Договора о европейской безопасности, гораздо более амбициозна. Нам нужны не только общие правила, не только добрые слова и замечательные обещания. То, что требуется, — это совершенствование действующих организационных структур и механизмов безопасности в евроатлантическом пространстве и их достройка новыми. В этом плане предстоит сделать очень много. На то, в каком направлении, указывают, в частности, предложения Петербургского диалога о создании совместного многофункционального центра по оценке рисков. Суть инициативы — предоставить и Штатам, и ЕС, и Рос­сии, и всем другим заинтересо­ванным сторонам возможность запускать механизмы превентив­ной дипломатии и урегулирова­ния конфликтов на самых ран­них этапах их зарождения. А ведь это только одно из предложений. Инициатива Медведева на­много шире, нежели постановка вопроса о каких-то одних, пус­кай и очень важных, перегово­рах. Сама идея договора задает позитивное направление разви­тию международных отношений в Евро-Атлантическом регионе. Она способствует оздоровлению обстановки, создает неплохие общеполитические условия для успеха переговоров и на многих других направлениях. Инициатива разработки договора, затра­гивающего, прежде всего, про­блематику «жесткой безопаснос­ти», создает предпосылки и для более эффективного сотрудни­чества всех заинтересованных сторон также и в области права, экономической и социальной политики.

Скажем, если удастся более эффективно обеспечить безо­пасность в Евро-Атлантическом регионе, решить проблемы вза­имного доверия, то и инвестиции пойдут в большем объеме, и о больших экономических про­ектах легче будет договориться, и перспективы сближения пра­вовых порядков и гармонизации законодательства в рамках Боль­шой Европы станут гораздо ме­нее иллюзорными.

Дефицит демократии есть все­гда. В интересах всех стран — со­трудничать на направлении развития демократии, не пытаясь спрятаться за истончившейся скорлупой национальных суверенитетов. Казалось бы, страны, входящие в ЕС, являются цита­делью демократии. Тем не менее одно из важнейших назначений Лиссабонского договора — сде­лать ЕС более демократичным, уменьшить колоссальный раз­рыв между нуждами простого че­ловека и брюссельскими кабине­тами, придать ему большую де­мократическую легитимность.

Мы все за совершенствование демократического порядка в на­ших странах. Мы все сделали демократический выбор. Мы все понимаем, что за демократией будущее. Проблема в другом. Никто не должен обладать моно­польным правом на вынесение оценки демократичности. Мы все должны относиться друг к другу по-дружески и уважительно. Дискуссия же по проблемам суверенитета — удел, скорее, от­носительно новых или находя­щихся в поисках своей идентичности стран. Эти проблемы нахо­дятся в неком консенсусном поле в странах Западной Европы и ак­тивно обсуждаются в Восточной. Направления этих дискуссий в значительной степени связаны с проблематикой ЕС и развивают­ся скорее в юридическом, неже­ли политологическом русле, где отправной точкой является про­блематика взаимодействия с Европейским союзом, его расширя­ющихся полномочий в сфере иностранных дел, обороны, безопасности, финансовой политики. Не стоит искать здесь па­раллели с российской дискусси­ей о суверенитете, которая по своей сути в значительной степе­ни уникальна. При этом «стан­дарт» суверенитета, за исключе­нием уже имеющегося, устояв­шегося его понимания, вряд ли можно выработать.

***

Идеальной координации по глобальным проблемам в рамках международного сообщества до­стичь не удастся никогда, в про­тивном случае мы будем все вре­мя предпринимать бесплодные усилия в русле концепции «миро­вого правительства». Оптимум же вполне достижим — это было за­дачей и Лиги Наций, и ООН. Раз­ветвленная система многосторон­них отношений, в которой спле­тены классические международ­ные организации, универсаль­ные, региональные, субрегио­нальные, секторальные структу­ры, в сочетании с «клубами» («восьмерка», «двадцатка» и др.) как раз и представляют собой ме­ханизм такой координации. Эта система может бесконечно дост­раиваться, корректироваться, в каких-то областях создавать весь­ма жесткие международно-право­вые режимы (нераспространения, морского права, прав человека), но в любом случае источником этих изменений остается политиче­ская воля суверенных государств. Хотя не следует исключать и ло­гики собственно внутриинституционального развития.

Анатолий Торкунов — ректор Московского госу­дарственного института международных отноше­ний (университета), академик Российской акаде­мии наук, доктор политических наук. В 1977-1983 годы — старший преподаватель, доцент кафедры истории и культуры стран Азии и Африки, декан по работе с иностранными учащимися, проректор по международным связям МГИМО. В 1983-1986 годы — второй, а затем первый секретарь Посоль­ства СССР в Вашингтоне. После возвращения из США был избран деканом факультета междуна­родных отношений МГИМО (У), в мае 1989 года назначен первым проректором, в октябре 1992 го­да избран ректором МГИМО (переизбирался в 1997 и 2002 годах).

С 1997 года Анатолий Торкунов — член коллегии МИД России. Является председателем , президен­том , членом Научного совета при Совете безо­пасности РФ. С 2007 года — член президиума Со­вета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию. Входит в состав редакционных кол­легий и советов журналов «Мировая экономика и международные отношения», «Международная жизнь», «Космополис», «Россия в глобальной по­литике», «Право и управление».

Перу Анатолия Торкунова принадлежит шесть монографий по различным аспектам международ­ных отношений. Особое место среди них занима­ет книга «Загадочная война: корейский конфликт 1950-1953 гг.» (М., 2000), в которой анализируют­ся малоизвестные документы из архива Прези­дента РФ. С точки зрения Торкунова, именно Ко­рейская война стала важнейшим фактором углуб­ления холодной войны, появления НАТО и ОВД, подтолкнула СССР к подавлению ростков демо­кратии, а США — на противодействие националь­но-освободительному движению в третьем мире.

Торкунов имеет государственные награды Франции, Республики Корея, Монголии, Болгарии, Кыргызстана, Казахстана, Белоруссии.

Анатолий Торкунов — участник международной конференции «Современное государство и гло­бальная безопасность», прошедшей 14 сентября 2009 года в Ярославле.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Русский журнал
Распечатать страницу