Президентские выборы на Украине и безопасность России

23.11.09

Президентские выборы на Украине и безопасность России

Эксперты МГИМО: Гусев Леонид Юрьевич, к.ист.н.

На Украине 1/9 октября /200/9 года официально началась президентская предвыборная кампания. К настоящему времени ЦИК страны зарегистрировал 18 кандидатов на пост президента. Хотелось бы рассмотреть предвыборные программы и высказывания основных кандидатов в той части, которая касается международных отношений и сотрудничества с Россией и как это может повлиять на безопасность нашей страны.

Среди основных претендентов на пост президента Украины можно выделить Ю. Тимошенко, В. Януковича, А. Яценюка. Также я бы не стал окончательно списывать со счетов нынешнего президента Украины В. Ющенко и обратил бы внимание на такие значимые фигуры, как председатель Верховной Рады В. Литвин и мультимиллионер, бывший руководитель партии «Трудовая Украина» С. Тигипко.

Так, рассматривая программу и высказывания лидера Партии регионов Виктора Януковича, можно отметить следующее. Он допускает возможность пересмотра многих вопросов украинско-российского сотрудничества после выборов президента Украины, в том числе и касающихся Черноморского флота.

«Сегодня встречаясь в коллегами, с россиянами, я им уже, на всякий случай, об этом сказал, что мы должны быть готовы в контексте многих вопросов, в том числе и по Черноморскому флоту, сесть за стол переговоров и посмотреть совершено по-новому на ситуацию», — заявил Янукович в эфире передачи «Большая политика» на украинском телеканале «Интер»1.

В частности, по его словам, речь идет, в том числе и о землях, которые использует Черноморский флот России.

«Нужны ли они (земли Л.Г.) сегодня России и Черноморскому флоту, может быть, часть из них нужно освободить, посмотреть по-хозяйски, с точки зрения существующих расценок», — подчеркнул он2.

Также в ходе передачи Янукович подчеркнул, что ни при каких обстоятельствах не пойдет на коалицию с «оранжевыми».

В. Янукович затрагивает внешнеполитические темы чаще, чем другие претенденты на президентский пост. Основные внешнеполитические акценты лидера Партии регионов сводятся к следующему:

  • Отсутствие сбалансированной внешней политики негативно влияет, прежде всего, на экономическую ситуацию в стране. Необходимо более реалистично подходить к вопросам энергетической безопасности, обеспечения транзита, визового режима.
  • Высказываемые украинской властью обвинения в адрес России о посягательствах на территориальную целостность Украины являются проявлением неуважения к партнеру. «Когда говорят о каких-либо угрозах, например уничтожении суверенитета, территориальной целостности — это, прежде всего, неуважение к тем странам, … которые являются нашими стратегическими партнерами».
  • В вопросах внешней политики украинские дипломаты должны отстаивать национальные интересы страны и строить двусторонние отношения, как с Россией, так и с другими странами, на взаимовыгодной основе.
  • Проблемы между Украиной и Россией в газовой сфере начались с приходом ныне действующей украинской власти, которая разрушила имеющуюся договорную базу. «… Такая политика, безусловно, не нужна и Европе».
  • Украине нужно прекратить болеть евроромантизмом, начать выстраивать более прагматичную политику в отношениях с ЕС и работать в конкретных проектах, выстраивать с ЕС стратегические отношения, в которых Украина «должна быть надежным партнером ЕС». При этом Украина должна решить многие внутренние вопросы — провести реформы правоохранительной системы и судебной системы, приблизиться к европейским стандартам, обеспечить повышение уровня жизни населения, который напрямую зависит от состояния экономики 3.

В. Янукович намерен избегать голословных деклараций, и хочет наполнить смыслом готовящееся соглашение об ассоциации с ЕС. Вопросы подписания договора о свободной торговле и упрощения визового режима должны решаться как можно быстрее. Причем, перспектива интеграции Украины с ЕС во многом зависит от политического решения самого ЕС. Поскольку со стороны ЕС нет никаких позитивных сигналов, украинское общество не верит, что это может когда-нибудь произойти.

В. Янукович предлагает руководящим органам ЕС рассмотреть вопрос о взаимных обязательствах (определить «скорость интеграции Украины в ЕС» и увидеть этот путь). Если Украине удастся создать с ЕС такую программу — не обобщенную, а конкретную — процесс проведения реформ в Украине будет существенно ускорен. В любом случае прогресс в евроинтеграции будет зависеть не только от Украины, но и от ЕС.

В вопросах европейской безопасности В. Янукович намерен придерживаться сбалансированной позиции. Украина заинтересована присоединиться к Европейской политике безопасности и обороны (одна из ключевых программ ЕС) в качестве внеблоковой страны, способной «проводить политику, которая объединит европейские и евразийские страны». Позиция Партии регионов в этом вопросе перекликается с «планом Д. Медведева». НАТО не воспринимается как основная структура европейской безопасности. В заявлениях В. Януковича эта тема интерпретируется как «реконструкция системы европейской коллективной безопасности», в которой могли бы участвовать Украина, Россия и НАТО.

Что касается Ю. Тимошенко, то во внешней политике она высказывается против искусственного противопоставления России и Запада. С Россией предполагается строить «добрососедские, но при этом прагматичные» отношения, что, как показывает опыт её правительства, в принципе реализуемо.

Ю. Тимошенко сочла необходимым извиниться перед странами ЕС за неприятности в ходе январского газового конфликта («принести извинения тем странам, которые почувствовали временный дискомфорт от урегулирования газового вопроса между Россией и Украиной»)4. Но, как можно предположить, своей вины за срыв поставок газа в январе /200/9 г. она не признает. Косвенно вину она возлогает на аппарат президента, который своим вмешательством сорвал переговоры и задержал переход к «прозрачным, четким и стратегическим» отношениям в газовой сфере. То же касается и «Газпрома», который не сразу проявил энтузиазм к инициативам украинского премьера.

В остальном заверения Ю. Тимошенко — смесь разного рода комментариев и афоризмов. Она уверяет европейцев, что в начале /2010 г. проблем с поставками газа в Европу больше не будет. По её словам, соответствующие ведомства Украины и России намерены отпраздновать Новый год и Рождество спокойно, каждый у себя дома.

Ю. Тимошенко не считает целесообразным возврат Украины к политике многовекторности. При сохранении четкого «цивилизационного выбора» в пользу европейского сообщества, «партнерские взаимовыгодные и конструктивные отношения» с Россией являются неотъемлемой частью развития Украины. «Зарабатывать баллы на искусственном противостоянии с Россией — это непродуктивный путь»5.

Ю. Тимошенко считает целесообразным подписание соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной до президентских выборов. Она не опасается, что подписание этого документа может повысить политический рейтинг В. Ющенко. Однако, для Тимошенко, соглашение об ассоциации — важный предвыборный козырь — «консолидирующий фактор для всех проевропейских сил в Украине». Как видим, предвыборные соображения присутствуют и в этом аспекте.

А. Яценюк предлагает вернуться к проекту единой «Большой Европы», в котором Киев может стать одним из инициаторов. Главная особенность его внешнеполитического подхода — необходимость приспособления к реалиям многополюсного мира. Реального гегемона, или «мирового управляющего», по его словам, больше нет. Есть несколько континентальных сообществ, которые будут очень жестко конкурировать между собой. Поэтому с точки зрения интересов Украины неразумно ограничивать свою политику ориентацией на Европейский Союз. Внешнеполитические задачи нельзя сводить лишь к намерению получить членство в ЕС. Точно также, смысл европейской интеграции не нельзя упростить лишь рамками ЕС. «Моя цель — это не просто Европейский Союз. Ведь Европейский Союз состоялся, и мало что в мире изменится от того, будет в нем 27 или 28–2/9 стран»6.

«Раздел Украины на Восточную и Западную» рассматривается как последствие давнего раздела Европы на Восточную и Западную, который был «следствием послевоенного мироустройства». А. Яценюк признает, что фактически ЕС закрепил новое разделение Европы на Западную и Восточную. В нынешних условиях Украина должна противопоставить такой политике, проект «Большой Европы» как нового мирового центра влияния в посткризисном мире7. Континентальный проект новой Европы будет способствовать повышению конкурентоспособности его участников, включая ЕС, Украину, Россию и другие страны. По словам А. Яценюка, «чем мы больше, чем сильнее у нас связи, … тем лучшим будет результат. … И это мой ответ на то, какой должна быть европейская интеграция»8. Что касается политики безопасности, Яценюк предлагает вернуться к формату «Венского концерта», которому скоро исполнится /200 лет.

Лидер Народной партии, председатель Верховной Рады Украины, Владимир Литвин выступает против вступления Украины в НАТО.

«Курс, провозглашенный 5 лет назад, полностью провален и не отвечает устремлениям граждан Украины. Украина должна быть самостоятельным государством, и мы отбрасываем любые предложения дать нам „костыли“ в образе вступления в какие-либо организации, в первую очередь в НАТО», — заявил В.Литвин, выступая на 11-м съезде Народной партии в Киеве/9.

Он заявил, что внешняя политика Украины должна строиться в первую очередь на налаживании прогнозированных добрососедских отношений со странами-соседями. При этом Украина должна быть «объектом, а не субъектом» в сфере политики международных отношений.

При этом В.Литвин также высказался за возобновление экономического сотрудничества с республиками бывшего СССР.

«Это залог того, что Украина будет иметь рынки сбыта», — подчеркнул он10.

Кроме того, Владимир Литвин считает, что аренда баз Черноморского флота Российской Федерации в Крыму должна быть продолжена после /2017 года.

«Надо сделать все, чтобы Черноморский флот Российской Федерации продолжил аренду баз в Крыму и после /2017 года на взаимовыгодных условиях. ЧФ РФ должен выступать одной из гарантий нашей безопасности», — сказал спикер в интервью газете «Факты и комментарии»11.

Он также выразил мнение, что курс власти на вступление в НАТО привел к тому, что «Россия начала закрываться от нас, сворачивать взаимодействие». «Если Украина вступает в НАТО, то как наши ученые, например с „Южмаша“, будут обслуживать ядерные щиты России? Это же секретная информация, вопросы безопасности. Конечно, Россия будет отгораживаться от нас», — пояснил В.Литвин12.

Также В. Литвин не верит в возможность военного конфликта в Крыму.

По информации пресс-службы спикера, В.Литвин, отвечая на вопрос о возможном «грузинском сценарии» для Украины, сказал: «Повторение чего-то подобного в Крыму абсолютно исключено»13.

«Со стороны России не происходит никаких активных действий, направленных на дестабилизацию ситуации на полуострове. Её дестабилизируют украинские политики крайней политической ориентации», — убежден В.Литвин14.

Также, В. Литвин считает, что роль СНГ в укреплении международной безопасности далеко не исчерпана. Безопасность стран ЕС невозможна без учета интересов других стран континента: «Объединенная Европа не сможет при выработке единой оборонной политики не учитывать позицию своих восточных соседей»15.

По его словам, мерой, позволяющей усилить гарантии безопасности для безъядерной Украины, могло бы стать «повышение статуса Будапештского меморандума»/16. Такое решение, считает В. Литвин, могло бы стать «первым шагом на пути обретения Украиной международно-признанного нейтрального статуса»17. Международная безопасность не ограничивается военно-политической сферой. Система гарантий должна быть распространена на финансовые, энергетические, экологические и даже продовольственные аспекты.

Касаясь международных вопросов, В. Литвин, как правило, воздерживается от резких высказываний. Однако в отношении внешней политики В. Ющенко его мнение выглядит вполне определенным. Задолго до августовского дипломатического кризиса /2008 года (после войны в Южной Осетии) В. Литвин призывал украинское руководство «опомниться и начать диалог с Россией, чтобы выйти на нормальные отношения, которые находятся сейчас на точке замерзания»18.

В. Литвин констатирует провал на Украине курса на получение и удержание власти с помощью ориентации исключительно на Запад, на членство в НАТО, формализацию отношений с Россией, дистанционирование от постсоветского пространства.

По его мнению, при президентстве В. Ющенко ожидать улучшения отношений между Украиной и Россией действительно не приходится. Но после президентских выборов украинско-российские отношения вернутся в нормальное русло. «… Если сегодня товарообмен с Россией составляет почти 35%, то один этот факт означает, что мы должны иметь равные, прогнозируемые отношения с Россией, но при одном условии, что украинские политики не будут пытаться понравиться России, либо Польше, либо Евросоюзу, либо США, и они будут пытаться найти опору в Украине»1/9.

Такое флюгерное поведение украинских политиков, по мнению В. Литвина, объясняется отсутствием серьезного обсуждения внешнеполитических приоритетов государства.

Ещё один кандидат в президенты, С. Тигипко, не видит для Украины лучшей перспективы, чем общеевропейская система безопасности при участии России. По его словам, возможным шагом в этом направлении могли бы стать «объединение или хотя бы координация систем противоракетной обороны НАТО, России и США»/20. С точки зрения понижения уровня напряженности, Украина должна быть заинтересована в создании широкой европейской коллективной системы, что придаст общеевропейской безопасности более устойчивый и жизнеспособный характер.

Он отмечает, что в случае участия Украины в переговорном процессе по программе ПРО в Европе, у страны появится «шанс стать членом не одного из противостоящих блоков, а глобальной системы безопасности. Географическое положение позволит Украине войти в переговоры с конкретными предложениями, а не с протянутой рукой, как в вопросе о членстве в НАТО»/21.

Несколько слов о программе В. Ющенко. Как и всё предыдущее время, он продолжает настаивать на интеграции Украины в НАТО и всячески использует «угрозу» со стороны России.

Если же суммировать предпочтения лидеров основных политических групп, разумеется, без учета В. Ющенко и обслуживающей его команды, в которую входят такие сторонники НАТО, как Б. Тарасюк и Ю. Костенко, а также радикал-националиста О. Тягнибока, можно ожидать серьезного изменения внешней политики Украины в сторону большей умеренности и прагматизма при победе любого из вышеназванных кандидатов.

Как считают украинские аналитики, например М. Погребинский и ряд других, к мнению которых я присоединяюсь, несмотря на смысловые и стилистические расхождения, внешнеполитические тезисы претендентов выглядят куда более реалистично и ответственно, чем сильно поднадоевшие заявления В. Ющенко о российской угрозе и неисчислимых бедствиях, от которых Украину может спасти только вступление в НАТО.

Суммируя их можно отметить следующие моменты:

— Все основные кандидаты на пост президента заявляют о намерении улучшить украинско-российские отношения. Выражается готовность к их последовательному оздоровлению.

— Прослеживается негативное отношение к любым действиям, направленным на повышение конфронтации между НАТО и Россией. В то же время приветствуются шаги, предполагающие снижение напряженности и недоверия в Европе.

— Ни один из альтернативных кандидатов в президенты Украины не высказывается в поддержку членства Украины в НАТО.

Если В. Ющенко не будет переизбран на пост президента, то внешняя политика Украины однозначно подвергнется существенной коррекции. Существует понимание того, что внешнеполитический курс страны должен основываться на понятных и реалистичных национальных интересах, в основе которых лежит обеспечение благоприятных перспектив экономического развития. Можно ожидать более трезвого и осторожного отношения к политической ориентации Украины на ЕС. По крайней мере, внешнеполитический курс не будет направлен только на европейский вектор, который не обозначен ни реальным перспективами членства, ни сроками достижения поставленных целей.

Лидеры основных партий и групп не рассматривают систему европейской безопасности как исключительно трансатлантическую, игнорирующую роль России и стран, не входящих в НАТО и ЕС. При этом присутствует стремление расширить договорно-правовые гарантии безопасности Украины.

Я считаю, что при победе любого из вышеназванных кандидатов, кроме конечно В. Ющенко, безопасность России будет в той или иной степени, обеспечена лучше, чем в настоящее время.


1. http://www.infox.ru/authority/foreign//200/9/10/24/YAnukovich_nye_iskly.phtml

2. Там же

3. Цит. по http://neutral-ua.info/articles/182.html

4. http://www.parlamentua.com/ru/full/1/21/91/

5. http://newsme.com.ua/business/economic/224503/

6. http://newsme.com.ua/business/economic/224503/

7. http://newsme.com.ua/business/economic/224503/

8. http://newsme.com.ua/business/economic/224503/

/9. http://newsme.com.ua/business/economic/224503/

10. же

11. http://newsme.com.ua/business/economic/224503/

12. http://chairman.rada.gov.ua/chairman7/control/uk/publish/article?art_id=52/981&cat_id=4/9355

13. http://podrobnosti.ua/power//200/9/10//20/63774/9.html

14. Там же

15. http://politikx.ru/tag/evropu/

/16. http://www.ua.rian.ru/analytics//200/90714/78176580.html

17. Там же

18. http://vz.ru/news//200/9/4/15/2765/20.html

1/9. http://www.intermedia.org.ua/ru/news/info/77780

/20. http://glavred.info/archive//200/9/0/9/22/180622-2.html

/21. Там же

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Распечатать страницу