Деятельность частных военных компаний сегодня представляет собой «серую зону»

30.11.09
Эксклюзив

Деятельность частных военных компаний сегодня представляет собой «серую зону»

Эксперты МГИМО: Волеводз Александр Григорьевич, д.юрид.н.

При ООН функционирует Рабочая группа по вопросу об использовании наемников, в которую входит А.И. Никитин, директор Центра евро-атлантической безопасности МГИМО. По его инициативе подготовлен проект Международной конвенции о регулировании деятельности частных военных и охранных предприятий. О том, как идет работа над документом, мы беседуем с одним из его разработчиков, профессором А.Г. Волеводз.

— Что представляет собой деятельность частных военных и охранных предприятий, и зачем понадобилась разработка Международной конвенции для регулирования их деятельности?

— Одним из тягчайших преступлений международного характера является наемничество. Оно существует в мире разнообразных формах: индивидуального наемничества; деятельности незаконных вооруженных формирований либо негосударственных военных компаний в ходе конфликтов внутри страны или между государствами; экспорта услуг частными военными компаниями и частными охранными предприятиями или ЧВОП иностранным государствам либо негосударственным субъектам. Экспорт услуг частными военными и охранными предприятиями (далее — ЧВОП) представляет, по существу, новый вид наемничества.

ЧВОП — это негосударственные организации, оказывающие на договорной основе военные и охранные услуги физическим и юридическим лицам, а также государствам. При этом под военными услугами понимаются боевые операции, стратегическое планирование, сбор информации, оперативную или логистическую поддержку, подготовку военного персонала, материально-техническое снабжение. А охранными услугами являются вооруженная охрана юридических и физических лиц, разработка и принятие мер в сфере обеспечения информационной безопасности, деятельность по использованию технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью человека и окружающей среде.

Индустрия ЧВОП является транснациональной по своему характеру и развивается весьма быстрыми темпами, особенно после недавних конфликтных ситуаций в Афганистане и Ираке, при этом общая стоимость контрактов оценивается в сумму от 20 до 100 млрд. долларов США в год. Хотя эта индустрия развивается во всем мире, 70% услуг на мировом рынке приходится на долю высокопрофессиональных компаний из США и Великобритании. Некоторые ЧВОП зарегистрированы на фондовых биржах и приносят своим инвесторам доход. Большинство из них привлекают в свои руководящие органы бывших высокопоставленных военнослужащих или старших должностных лиц гражданских или разведывательных служб.

Нередко жертвами деятельности частных военных и охранных предприятий, которые используют своих сотрудников в непосредственном контакте с населением, становятся мирные граждане. Характерно, что виновные в таких инцидентах, как правило, остаются безнаказанными.

Сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, до настоящего времени отсутствуют какие-либо общеобязательные документы, которые могли бы ограничивать и регламентировать деятельность ЧВОП на международной арене. А с другой — в отсутствие надлежащего регулирования, контроля и наблюдения деятельность ЧВОП создает в ряде случаев угрозу для защиты прав человека. К таким случаям относятся конфликтные ситуации, действия авторитарных правительств и ситуации, при которых в уязвимом положении оказывается местное население.

В настоящее время правовые основы деятельности ЧВОП созданы национальным законодательством незначительного числа стран. В большинстве же случаев деятельность ЧВОП строится на основе саморегулирования и осуществляется в рамках корпоративных кодексов поведения и деятельности ЧВОП. Однако такой принцип не позволяет обеспечить надлежащее реагирование и пресечение нарушений прав и свобод человека, которые допускаются персоналом ЧВОП при реализации военных и охранных функций, особенно на территориях иностранных государств. Тем самым порождается безнаказанность персонала ЧВОП даже в случаях совершения тяжких преступлений, в т. ч. преступлений международного характера.

В таких условиях целесообразно, не исключая имеющегося саморегулирования, установить двухуровневое регулирование деятельности ЧВОП, особенно связанной с экспортом /импортом военных и охранных услуг:

— Как родился и разрабатывается проект Международной конвенции о регулировании деятельности частных военных и охранных предприятий?

— Такое понимание родилось не сразу, а стало результатом серьезной и сложной работы, проводимой Рабочей группой ООН по вопросу об использовании наемников как средстве нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение, учрежденной в апреле 2005 г. Комиссией ООН по правам человека. Её мандат требует отслеживать и анализировать воздействие ЧВОП на осуществление прав человека и подготовить проект международных основных принципов поощрения уважения прав человека со стороны ЧВОП.

Рабочая группа сосредоточила свое внимание на изучении и правовой кодификации режима надзора и регулирования деятельности ЧВОП, включая меры правового и процедурного характера на международном, региональном и национальном уровнях. В результате она пришла к выводу, что в отношении к ЧВОП необходимо перейти от восприятия их в качестве компонента традиционного «обычного» экспорта, регулируемого торговыми соглашениями, к восприятию их деятельности с учетом специфического особого характера экспорта военных и охранных услуг, что требует надзора и постоянного контроля со стороны национальных правительств, гражданского общества и международного сообщества во главе с ООН. Как национальные правительства, так и система ООН должны брать на себя более значительную долю ответственности за то, где и с какой целью осуществляют свою деятельность ЧВОП в различных регионах мира.

— Как проходит работа Рабочей группы?

— Для изучения практики законодательного регулирования деятельности ЧВОП в различных странах Рабочая группа активно и целенаправленно использует механизм региональных консультаций. В ходе таких консультаций значительное внимание уделяется обсуждению и выработке совместно с представителями правительств стран регионов руководящих принципов и норм для регулирования и надзора за деятельностью ЧВОП. Такие региональные консультации были проведены для стран Латинской Америки и Карибского бассейна (17—18 декабря 2007 г. в Панама-Сити), для государств Восточной Европы и Центральной Азии (16—18 октября 2008 г. в Москве) и для стран Азиатского региона (26—28 октября 2009 г. в Бангкоке). В 2009 г. такие региональные консультации будут проведены для государств Африки.

В ходе подготовки к региональным консультациям в Москве, по инициативе члена Рабочей группы А. И. Никитина мной при участии кандидатов политических наук доцента Кафедры мировых политических процессов И. А. Сафранчука, старшего научных сотрудников Центра евро-атлантической безопасности А. А. Казанцева и младших научных сотрудников этого Центра А. П. Гржы и О. О. Новиковой, был разработан проект Международной конвенции, призванной урегулировать контроль за деятельностью ЧВОП на международном уровне. Представленный на региональных консультациях он в целом был поддержан участниками, а также Рабочей группой. В последующем с учетом высказанных мнений проект был доработан (существенно расширен) и по решению Рабочей группы вынесен на обсуждение экспертного сообщества.

— Если кратко изложить суть этой конвенции — к чему она сводится?

— Кратко изложить суть конвенции вряд ли получится. Лучше ознакомиться с её текстом, который размещен на информационном портале МГИМО-Университета.

Но, безусловно, стоит отметить, что конвенция призвана, не вмешиваясь во внутреннюю компетенцию государств, сформулировать правила для случаев, когда ЧВОП выходят на международный уровень. Таких правовых регуляций в международном праве пока нет, в силу чего деятельность ЧВОП и их сотрудников представляет собой «серую зону», которая ни Международной конвенцией о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, ни другими международными договорами конкретно не охватывается.

— На каком этапе сегодня находится работа над проектом конвенции?

— В августе 2009 года начат новый этап работы над проектом Конвенции, который продолжается по настоящее время — этап открытого обсуждения в международном экспертном сообществе. Его суть заключается в том, что Рабочая группа обратилась в различные научные учреждения, к признанным специалистам, научные и исследовательские интересы которых связаны не только с изучением и разработкой правового регулирования деятельности ЧВОП, но и с другими отраслями знаний — международным правом, международным уголовным правом и т. д. с просьбой рассмотреть проект Международной конвенции о регулировании деятельности частных военных и охранных предприятий и высказать свои замечания и предложения. В том числе такое обращение поступило и в МГИМО.

В течение трех месяцев от экспертов, выступающих в личном качестве, и от ряда научных учреждений из 36 стран мира поступили письменные отзывы на проект. В числе направивших свои отзывы есть и представители МГИМО. Причем, что радует, на проект отозвались не только известные ученые, но и люди, которые только начинают свой путь в науку в стенах нашего ВУЗа. Так, очень вдумчивый и детальный отзыв поступил от студента 1 курса магистратуры Международно-правового факультета Святослава Щеголева.

В настоящее время работа экспертов продолжается в режиме интерактивного общения. Каждый из нас имеет единый документ, в котором отражены поступившие замечания и мы последовательно путем переписки по электронной почте обсуждаем каждое из них, а придя к консенсусу сообщаем об этом в секретариат, который и учитывает выработанные экспертами позиции.

— Есть ли хотя бы предположительная дата завершения работы над конвенцией? Если да, то каковы будут действия ООН в этом направлении?

— В настоящее время проект в самом начале своего пути. Тот этап работы, о котором сказано выше, в целом может быть завершен к марту—апрелю 2010 года, после чего уже Рабочей группе предстоит окончательно обсудить полученные результаты и в итоге согласовать окончательную версию проекта конвенции.

Во втором полугодии 2010 года ожидается, что Рабочая группа доложит о результатах своей работы и представит проект Совету ООН по правам человека.

После обсуждения и одобрения Советом ООН по правам человека, проект конвенции может быть вынесен для обсуждения международным сообществом, для чего будет создан временный орган — Рабочая группа межгосударственного состава по подготовке конвенции. Эта группа должна будет обеспечить доведение проекта до государств-членов ООН и собрать их официальные заключения и замечания, обобщить и учесть их. Лишь после этого проект может быть внесен на рассмотрение Генеральной ассамблеи ООН.

Строить прогнозы — занятие неблагодарное. Но, как мне кажется, международное сообщество в целом заинтересовано в формировании международно-правовых механизмов регулирования деятельности ЧВОП, в силу чего на перспективы принятия разрабатываемого нами проекта я смотрю с оптимизмом.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу