Россия-Молдова: перспектива сотрудничества

27.11.09

Россия-Молдова: перспектива сотрудничества

Эксперты МГИМО: Чернявский Станислав Иванович, д.ист.н.

В своем выступлении я планирую дать краткий анализ трем основным компонентам российско-молдавских отношений — политическому, экономи-ческому и гуманитарному сотрудничеству. Попытаюсь также наметить некоторые перспективы нашего дальнейшего взаимодействия.

Уважаемые коллеги!

Прошло 28 лет с того дня, когда было развалено одно из крупнейших мировых государств — Советский Союз. На обломках великой страны образо-вались новые государства, каждое из которых настаивало на том, что оно об-рело независимость в нелегкой борьбе с былым угнетателем — Россией. По этому вопросу немало сказано и немало написано. Многие политические дея-тели сделали на пропаганде подобных тезисов большую карьеру и заработали немало денег. Больше всех пострадали простые люди, а, особенно, на мой взгляд, молодежь, которую новая элита бывших советских республик учила по своим учебникам, открыто извращая нашу общую историю.

Поэтому, хотя сегодня нас ещё многое объединяет, многое, к сожале-нию, уже разъединяет. Государства наши ныне независимы, каждое обладает своим суверенным правом строить внутреннюю политику и внешние связи по собственным лекалам. Что касается внешней политики, то, отдавая должное уважение праву на многовекторность, мы, разумеется, заинтересованы в том, чтобы российско-молдавские отношения развивались в духе конструктивного и прагматичного сотрудничества, к взаимной выгоде России и Молдавии.

В своем выступлении я планирую дать краткий анализ трем основным компонентам российско-молдавских отношений — политическому, экономи-ческому и гуманитарному сотрудничеству. Попытаюсь также наметить неко-торые перспективы нашего дальнейшего взаимодействия.

1. Политическое сотрудничество

Анализируя состояние двусторонних политических отношений, следует признать, что диалог с Кишиневом строился сложно, и выйти на прагма-тическую платформу сотрудничества удалось не сразу. Камнем преткновения было искаженное восприятие России как «стороны приднестровского кон-фликта» и связанные с этим попытки тормозить экономические связи из-за подозрений в поддержке сепаратизма.

Однако постепенно, шаг за шагом позитивные сдвиги на ключевых на-правлениях партнерства — будь то регулярность политического диалога, ук-репление энергетической основы в экономике, раскрытие рынка, региональные, гуманитарные связи, — способствовали установлению реального баланса прагматических интересов обеих сторон.

Не буду перечислять количество взаимных визитов президентов и пре-мьер-министров наших государств. Ограничусь лишь тем, что, как правило, в ходе таких встреч нашим руководителям удавалось решать многие из назревших проблем. Хотя и далеко не все.

Наметилась активизация взаимодействия между законодательными органами, регулярно осуществляются контакты внешнеполитических ведомств.

Поддерживается сотрудничество правоохранительных ведомств и спецслужб с акцентом на координацию усилий в борьбе с организованной преступностью и терроризмом.

Базовый Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Феде-рацией и Республикой Молдова подписан в Москве 19 ноября 2001 г. и 13 мая 2002 г. вступил в силу. Договорно-правовая база отношений активно пополнялась и к настоящему времени насчитывает свыше 160 документов.

В ходе рабочего визита В. В. Путина в Кишинев 14 ноября 2008 года была подписана Программа экономического сотрудничества на 2009 — 2010 годы.

Одной из центральных проблем, обсуждаемых политическим руководством России и Молдовы, является Приднестровское урегулирование.

Действуя в качестве гаранта и посредника в переговорном процессе по приднестровскому урегулированию, Россия выступает за эффективное решение конфликта. В соответствии с Соглашением 1992 года о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта Россия в составе междуна-родных миротворческих сил с участием молдавского, приднестровского контингента и украинских военных наблюдателей вносит свой вклад в обеспече-ние стабильности в регионе.

Следуя принципам, закрепленным в двустороннем Договоре о дружбе и сотрудничестве 2001 года, российская сторона последовательно выступает за укрепление суверенитета, восстановление территориальной целостности Республики Молдовы. Перспективу для этого дает уважение всеми политическими силами многонациональной культурной традиции страны, её кон-ституционный нейтралитет, опирающийся на международные гарантии. Считаем, что это, одновременно, предпосылка политического решения придне-стровской проблемы, согласования между Кишиневом и Тирасполем особого статуса региона, обладающего высоко выраженной самобытностью.

Полноценность такого статуса, его соответствие традициям европейского государственно-правового строительства — незаменимое средство убе-дить приднестровцев, что у них есть будущее в Молдове, побудить их сде-лать выбор между стремлением к независимости и возможностью надежно реализовать интересы самобытности в общем государстве.

Россия добросовестно выполняет свою миссию сопосредника в переговорном процессе по формуле «5+2» и готова стать гарантом реализации того, о чем удастся договориться Кишиневу и Тирасполю.

По нашему мнению, тот факт, что Россия последовательно поддержи-вает территориальную целостность Республики Молдова, должен восприни-маться молдавской стороной как принципиально важная предпосылка со-трудничества в политическом урегулировании приднестровской проблемы.

Какова на сегодняшний день динамика процесса приднестровского урегулирования?

18 марта текущего года в Москве состоялась встреча руководителей Республики Молдова и Приднестровья в присутствии Президента Российской Федерации Д. А. Медведева. По итогам встречи участники подписали трехстороннее совместное заявление. В первом за последние 8 лет документе, согласованном лидерами сторон, зафиксированы договоренности о продолже-нии прямых контактов в целях активизации переговорного процесса по политическому урегулированию конфликта, интенсификации работы экспертных групп. В нем подтверждено важное значение переговорного процесса в сложившемся формате; отмечена стабилизирующая роль действующей миротворческой операции; высказана целесообразность её трансформации в мирогарантийную под эгидой ОБСЕ по итогам урегулирования, а также выражена признательность российскому руководству за посреднические усилия.

К сожалению, конструктивный потенциал разблокирования процесса политического урегулирования приднестровской проблемы, заложенный в московском заявлении 18 марта 2009 года, реализовать в полной мере не удается, поскольку в Республике Молдова продолжается процесс формирования высших институтов власти.

Тем не менее, несмотря на внутриполитические проблемы Молдовы, российской стороной совместно с коллегами из Украины и ОБСЕ, а также наблюдателями от США и Евросоюза продолжена работа с целью возвращения сторон за стол переговоров. В ходе состоявшегося 22 июня 2009 года рабочего визита Президента Республики Молдова В. Н. Воронина в Москву вопросы возобновления переговорного процесса обсуждались. Причем путем восстановления прямых контактов лидеров сторон конфликта.

Состоявшиеся в Вене 22—23 июня текущего года неофициальные кон-такты политических представителей Кишинева и Тирасполя в формате «5+2» на полях семинара по мерам доверия в области безопасности также дали надежду на возобновление реальных усилий по восстановлению переговорного процесса. После этого контакты по линии экспертных групп активизировались. В первой половине июля проведены встречи по транспортной и желез-нодорожной проблематике, обсуждены вопросы взаимодействия в сфере здравоохранения и экологии.

Российская сторона заинтересована в том, чтобы стабильность вокруг Приднестровья, где бизнес России имеет серьезные интересы и где проживает более 100 тыс. российских граждан не нарушалась.

Наше особое беспокойство вызывает тот факт, что и без того сложная экономическая ситуация в Приднестровье усугубляется ограничительными мерами в сфере внешней торговли. Мы полагаем, что единство экономиче-ского пространства Молдовы, которое нами признается, не должно разворачиваться в инструменты одностороннего давления на Приднестровье, а тем более — служить основанием для обвинений России в поддержке сепаратизма. Считаем, что подобного рода коллизии полностью исключает Московский (1997 г.) Меморандум об основах нормализации отношений Кишинева и Тирасполя.

Поэтому правильным решением, с нашей точки зрения, будет снятие любых обострений вокруг этой проблемы, тем более, что это дало бы и выход на возобновление переговорного процесса в формате «5+2».

В условиях сложной социально-политической ситуации в Молдове, действия Кишинева по разрушению исторически сложившихся связей российских и приднестровских предприятий лишь усугубляют тяжесть невзгод простых граждан. Вряд ли можно считать нормальной ситуацию, когда с начала года молдавской стороной не подписан даже ежегодно возобновляемый протокол о производственной кооперации. В таком же состоянии находится и подготовленный к подписанию двусторонний Протокол о поставках товаров по производственной кооперации в 2009 году.

Несмотря на обращения в Правительство Республики Молдова руководителей ряда российских предприятий, а также Председателя Российской части Межправительственной комиссии, Министра образования и науки Российской Федерации А. А. Фурсенко, вопрос до сих пор не решен.

Этот факт достоин сожаления с учетом того, что Россия заинтересована участвовать в проектах восстановления доверия между двумя сторонами конфликта. Например, содействовать вместе с Украиной (а мы основные потребители этих услуг) восстановлению железнодорожного транзита через Приднестровье.

Возвращаясь к оценке московского (18 марта 2009 г.) Совместного заявления сторон конфликта, считаем, что хотя оно не вывело переговорный процесс из тупика, но, спустя длительный период конфронтации, вернуло процесс к важнейшей точке отсчета — готовности лидеров вырабатывать компромисс в прямом диалоге.

Прямая увязка этих достижений с международными интересами и приоритетами России и Молдовы очевидна. Мы действовали в интересах стабильности в этом сложном регионе Европы, органично согласовывали такие усилия с США и Европейским Союзом на общеевропейском и региональном уровне.

Подтверждением обоснованности подобной позитивной оценки московского Совместного заявления сторон конфликта, является, на наш взгляд, сохранение динамики около переговорного процесса.

Так, 12—13 октября 2009 г. в Кишиневе и Тирасполе прошли рабочие консультации посла по особым поручениям МИД России В.Нестерушкина с политическими представителями сторон в процессе приднестровского урегулирования Вице-премьером правительства Республики Молдова В.Осиповым и министром иностранных дел Приднестровья В.Ястребчаком. В ходе кон-сультаций обсуждались возможности восстановления работы экспертных групп по мерам доверия на Днестре в социально-экономической области, а также перспективы возобновления переговорного процесса при содействии международных посредников и наблюдателей.

27 октября в Киеве прошли рабочие консультации представителей посредников от России и Украины в процессе приднестровского урегулирования — Посла по особым поручениям Министерства иностранных дел Российской Федерации В.Нестерушкина и спецпредставителя Президента Украины, заместителя Министра иностранных дел В.Крыжановского. Основное внимание на встрече было уделено практическим вопросам взаимодействия международных посредников и наблюдателей по восстановлению переговорного процесса с участием политических представителей Республики Молдова и Приднестровья.

6 ноября в Вене по приглашению специального представителя Действующего председателя ОБСЕ, замещающего Министра иностранных дел Греции П.Друцаса прошла встреча с политическими представителями Кишинева и Тирасполя — заместителем Премьер-министра Республики Молдова по вопросам реинтеграции В.Осиповым и Министром иностранных дел Приднестровья В.Ястребчаком, представителями посредников от России, Украины и ОБСЕ, а также наблюдателей от Евросоюза и США в переговорном процессе по приднестровскому урегулированию. С российской стороны в ней принял участие посол по особым поручениям МИД России В.Нестерушкин.

В ходе встречи обсуждались нынешняя ситуация в регионе, возможность возобновления работы экспертных групп сторон по укреплению мер доверия на Днестре в социально-экономической области, а также перспективы восстановления переговорного процесса о политическом урегулировании приднестровского конфликта.

То, что в повестке дня переговоров по приднестровскому урегулированию, как только они возобновятся в любом приемлемом для сторон формате, на первом месте будут стоять вопросы особого, надежно гарантированного статуса в составе территориально целостной Молдовы — сомневаться не приходится. С учетом заявленных сторонами диаметрально противоположных подходов к этой проблеме, глубокий компромисс — единственная альтернатива. Хотелось бы надеяться, что путь, который отвечает правовым традициям Европы и интересам Молдовы как полиэтничного государства будет, наконец, найден.

2. Торгово-экономическое сотрудничество.

Одним из ключевых документов, составляющих базу долгосрочного развития торгово-экономических связей, является Российско-молдавская Программа экономического сотрудничества на 2009 — 2020 гг., которая была подписана 14 ноября 2008 года в ходе проведенного в рамках заседания Совета глав правительств стран СНГ рабочего визита В. В. Путина в Кишинев. Она предусматривает осуществление комплекса мер по дальнейшему развитию взаимовыгодных экономических и научно-технических связей, достижению прогресса в производственном сотрудничестве отраслей национальных экономик и роста на этой основе взаимного товарооборота. Предполагается развитие нормативно-правовой базы в области регулирования внешнеэкономической деятельности и налоговой системы; обеспечение равных возможностей и гарантий для хозяйствующих субъектов; создание стимулов для роста производства, инвестиций в его развитие, внедрения новейших достижений науки и передовых технологий, повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции; совершенствование двусторонней договорной базы в области внешней трудовой миграции и др.

Россия продолжает сохранять позиции одного из ведущих экономических партнеров Молдовы (17,3% внешнеторгового оборота). В 2008 г. товарооборот составил 1,79 млрд. долл. (рост на 32,1% по сравнению с 2007 г.), в т. ч. российский экспорт — 1,14 млрд. долл. (рост на 31,7%), импорт — 651,1 млн. долл. (рост на 32,9%). В экспорте России преобладали энергоносители, а в импорте — черные металлы и изделия из них, продукция аграрно-промышленного комплекса, электротехническая продукция и вино. Увеличе-ние российского экспорта обусловлено в основном ростом цен на энергоно-сители, а импорта — увеличением поставок черных металлов и изделий из них (из Приднестровья), а также снятием ограничений на импорт молдавских вин и коньяков, растительной и мясомолочной продукции.

В январе — июле 2009 г. товарооборот составил 465,6 млн. долл. США (46,0% к январю—июлю 2008 г.), экспорт — 314,4 млн. долл. США (49,0%), импорт — 151,2 млн. долл. США (40,7%). Сокращение его объемов произошло в связи с неблагоприятной ценовой конъюнктурой на сырьевые товары вследствие мирового финансово-экономического кризиса, перебоев с поставками российского газа, остановки ряда предприятий в Приднестровье.

В декабре 2006 года между ОАО «Газпром» и Правительством Республики Молдова подписан Протокол о сотрудничестве до 2011 года, определяющий цену и объем поставок газа на долгосрочный период. Потребности Республики Молдова в природном газе в 2008 году покрывались в полном объеме. ОАО «Газпром» поставил АО «Молдовагаз» природный газ в объеме 2,725 млрд. куб. м на сумму 637 млн. долл. США (в том числе для потребителей Приднестровья — 1,499 млрд. куб. м на 352 млн. долл. США).

В январе—июле 2009 года ОАО «Газпром» в Республику Молдова по-ставлено 1658 млн. куб. м природного газа на сумму 496,98 млн. долл. США, в том числе 1,005 млрд. куб. м. для Приднестровья на сумму 292,172 млн. долл. США. В первом квартале 2009 года цена газа за 1000 куб. м составляла 332,59 долл. США, во втором — 282,0 долл. США, в третьем — 182,26 долл. США.

Задолженность АО «Молдовагаз» перед российской стороной за ранее поставленный газ составляет 2,24 млрд. долл. США, в том числе 0,54 млрд. долл. США пени за просрочку платежей (задолженность АО «Молдовагаз» в размере 1,2 млрд. долл. США в 2005 году была уступлена дочерней компании ОАО «Газпром» — ООО «Факторинг-Финанс»). Из указанной задолженности, 1,85 млрд. долл. США (в том числе 0,4 млрд. долл. США пени за просрочку платежей) приходится на Приднестровье.

Что касается импорта молдавской винодельческой продукции, то российская сторона заинтересована в его расширении.

По данным Роспотребнадзора, на территорию России из Молдовы ввезено более 36 млн. литров вина, 6,7 млн. литров коньяка и 5 партий виноматериалов. В 2008 г. из общего экспорта молдавской алкогольной продукции 35% приходилось на Россию. Нам поставляют свою продукцию 33 молдавских винодельческих предприятия, ещё 13 заводов-изготовителей получили разрешение представить на экспертизу свою продукцию, из которых 5 уже получили положительные санитарно-эпидемиологические заключения. Экспорт вина могут осуществлять 6 молдавских винодельческих предприятий.

Однако Россия настаивает на неизменном внимании к качеству поставляемых виноматериалов и соответствию требованиям, предъявляемым органами санитарного надзора. Соответствующие процедуры аудита предприятий, регламенты таможенного оформления в прошлом удалось отрегулировать. Происходящий сейчас передел рынка в этой важной для Молдовы отрасли не должен влиять на изменение этих условий. Соответствующие российские ведомства готовы, в принципе, при заинтересованном отношении молдавской стороны, обсуждать возможности организации поставок винной продукции в регионы России по внутренним водным путям через молдавский порт на Дунае — Джурджулешты.

Ещё в апреле 2005 года Россия приняла меры по защите отечественного рынка от ввоза с территории Молдовы некачественных мяса, фруктов и растениеводческой продукции. В Москве 26 января 2007 г. между Россельхознадзором и Главным управлением ветеринарной медицины Минсельхоза Молдовы подписан Протокол о возобновлении поставок в Россию молдавской говядины. В феврале 2007 года Молдовы возобновила экспорт говядины в Россию, в марте — продукции растительного происхождения, в августе — баранины. Одновременно Молдова ужесточила контроль за качеством овощей и фруктов, поставляемых в Российскую Федерацию. Начали работать новые фитосанитарные лаборатории, которые проверяют готовую к отправке сельхозпродукцию для определения остатка в ней пестицидов.

Что касается инвестиционного сотрудничества, то ситуация следующая. Российские инвестиции в молдавскую экономику составляют более 185 млн. долл., здесь зарегистрировано 435 предприятий с участием российского капитала. Инвестиции Молдовы в экономику России — около 26 млн. долл. Определенный интерес для потенциальных инвесторов представляют недав-няя отмена Кишиневом налога на реинвестируемую прибыль и предоставле-ние Европейским союзом с марта 2008 года дополнительных к режиму «ОСП-плюс» автономных преференций Республике Молдова (беспошлинный импорт по почти 12000 товарных позиций).

Приходится, однако, признать, что в последнее время наблюдается некоторый спад в инвестиционной активности российских компаний, связанный с неуверенностью российских инвесторов в перспективах развития своего бизнеса в Молдове, прежде всего в Приднестровье.

«Подвешенной» остается судьба приватизированных российским капи-талом предприятий Приднестровья в связи с поправкой, принятой Кишиневом в июле 2004 года к закону о приватизации от 4 июля 1991 г., в соответствии с которой государство не гарантирует право собственности на расположенные в Приднестровье объекты, которые были приватизированы «без согласования в установленном порядке с Правительством Республики Молдова». Более того, в октябре 2004 года был принят специальный закон «О приватизации предприятий в населенных пунктах левобережья Днестра и муниципии Бендеры», который, по оценкам экспертов, напрямую угрожает российским инвестициям в регионе.

Определенное удовлетворение у российского бизнеса вызывает активизация связей регионов двух стран. Между регионами России и Молдовы подписаны и действуют 28 соглашений. Наибольший удельный вес занимают та-кие субъекты Российской Федерации, как: Москва, Санкт-Петербург, Московская, Брянская, Ростовская, и Белгородская области, на них приходится более 80% молдавского экспорта. В 2008 году их доля в товарообороте с Рес-публикой Молдова составила: г. Москва — 47,7%; Белгородская область — 15,7%; Московская область — 7,2%; г. Санкт-Петербург — 4,2%; Ростовская область — 2,9%; Брянская область — 2,6%. В итоге их суммарный удельный вес в товарообороте с Республикой Молдова составил в 2008 году 80,3% про-тив 76% в 2007 году.

Подводя итог экономическому разделу своего выступления, хотел бы выразить надежду, эта важнейшая сфера сотрудничества продолжит динамично развиваться. Очередным этапом в этой работе, как мы полагаем, станет конкретизация Программы молдавского правительства в сфере экономики. Было бы, видимо, целесообразно, если наши молдавские партнеры сверяят свои планы с основными направлениями «Программы экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Молдова на период до 2020 года», принятой год назад. Этот документ сформулирован так, чтобы он мог бы служить основой для корректировки выполнения и выдвижения очередных задач в рамках работы российско-молдавской Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству (МПК).

3. Гуманитарное сотрудничество.

Политические и экономические проблемы в двусторонних отношениях не самым благоприятным образом сказались на взаимодействии двух стран в культурно-гуманитарной области. Тем не менее, интерес к обмену достижениями творчества, науки и образования сохраняется. Свой вклад в развитие исторических традиций и духовной близости народов двух стран вносит рос-сийская община. В сентябре 2007 г. в Москве и ряде городов России состоялись Дни культуры Молдовы. 20 — 26 октября 2008 г. с успехом прошли Дни российской культуры в Молдовы. В феврале 2009 года в Кишиневе открылся Центр науки и культуры Российской Федерации в Молдове, подписана Про-грамма сотрудничества в гуманитарной сфере на 2009—2010 гг.

За последний период в Молдове развертывается деятельность наших культурно-информационных представительств, общественных фондов. Ожидаем, что благоприятный режим для их деятельности будет неуклонно обеспечиваться в общих интересах развития традиционной российско-молдавской дружбы.

Российская общественность заинтересована в подтверждении Кишиневом гарантий сохранения прав русскоязычных общин, включая право на образование на родном языке, традиционных позиций русской культуры и широкого гуманитарного сотрудничества на двусторонней основе и в контексте СНГ.

На молдавской земле много святых для нас мест, запечатленных в исторической памяти двух народов. Свято чтятся герои, участвовавшие и павшие в боях за освобождение Молдавии от фашистов. Празднование 65-й годовщины этих событий началось в августе этого года. Эта традиция для россиян очень важна.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: AVA.MD
Распечатать страницу