Cаммит в Копенгагене — повод задуматься о месте экологической безопасности в системе внешнеполитических приоритетов России

01.12.09
Эксклюзив

Cаммит в Копенгагене — повод задуматься о месте экологической безопасности в системе внешнеполитических приоритетов России

Эксперты МГИМО: *Никитин Андрей Константинович, к.ист.н.

7 декабря в Копенгагене откроется Конференция ООН по изменению климата. «В ходе неофициального заседания Генеральной Ассамблеи ООН Пан Ги Мун отметил, что в Копенгагене планируется принять соглашение, которое заложит основу для будущего всеобъемлющего и юридически обязательного договора по изменению климата» (Центр новостей ООН, 20.11.2009 г.).

Экологическая безопасность становится одним из центральных факторов обеспечения устойчивого развития в ХХI веке на национальном и глобальном уровне. Понятие «экологическая безопасность» объединяет проблемы климата, энергосбережения, альтернативной энергетики, чистого воздуха и воды, рекультивации земель, сохранения флоры и фауны, вторичного использования отходов производства и потребления, рачительного использования природных ресурсов. В свою очередь вопросы экологической безопасности и устойчивого развития тесно связаны с темой технологической и социальной модернизации. Эта проблематика будет во многом определять повестку международных отношений в ХХI веке, уже став частью программ широкого спектра политических сил и активности гражданского общества.

На встрече со студентами и преподавателями МГИМО в сентябре 2009 г. первый зам. министра иностранных дел России А. И. Денисов назвал экологическую проблематику вторым среди ключевых измерений международных отношений XXI века после деятельности многосторонних структур, опережающим по значимости даже традиционную дипломатию. Основываясь на подобной градации, можно констатировать, что «зеленая дипломатия» играет ещё более существенную роль, являясь частью повестки многосторонних структур и форматов с одной стороны и важным элементом традиционной дипломатии, межгосударственных отношений — с другой.

Представляется, что экологическая проблематика заключает в себе мощное объединительное начало, которое должно задавать тон в мировой политике наступившего века, призванной привести к формированию новой парадигмы международных отношений на основе интересов всеобъемлющей безопасности и устойчивого развития. Эта новая парадигма должна прийти на смену периоду разделения мира, выражением которого стали мировые войны, «холодная война», проблемы «золотого миллиарда» и глобальных диспропорций развития, ядерного нераспространения и международного терроризма.

Очевидно, что подобное «новое мышление» будет сталкиваться с серьезными трудностями и противоречиями, в том числе на межгосударственном уровне[1]. В этих условиях особенно важно обеспечить эффективную внешнеполитическую реализацию интересов России, в том числе в сфере экологической безопасности, направленную как на гармонизацию международных отношений и прогресс в этой области, так и на пресечение возможных спекуляций на экологической проблематике, способных нанести экономический и политический ущерб нашей стране.

Представляется, что в центре внимания органов власти и управления, отвечающих за формирование российской внешней политики должны постоянно находиться следующие вопросы, связанные с темой экологии:

— экологическая экспертиза и мониторинг крупных проектов в сфере добычи и транспортировки углеводородов и других ресурсов, в том числе в ходе освоения Арктического шельфа, с учетом сохраняющейся высокой степени зависимости нашей экономики от экспорта ресурсов;

— экологическая экспертиза и мониторинг проектов и технологий в нашей атомной промышленности с учетом значительного экспортного потенциала этой отрасли;

— проблемы климата и выбросов в атмосферу;

— вопросы переработки и вторичного использования отходов;

— содействие разработке, внедрению и распространению энергосберегающих технологий, альтернативной энергетики, технологий водоочистки и рекультивации земель;

— тема международного антикризисного менеджмента в сфере экологии и ресурсопользования.

Не секрет, что наши партнеры в развитых странах, в том числе на Западе — не в последнюю очередь в Европейском Союзе, рассматривают экологическую проблематику в качестве инструмента вмешательства в дела других государств, в том числе — в вопросы недропользования под предлогом нерачительного и наносящего ущерб экологии использования природных ресурсов на национальном уровне.

Как известно, существенным моментом, препятствующим заключению обновленного Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и ЕС остаются невыгодные для нашей страны принципы Европейской энергетической хартии (ЕЭХ), реализация которых открыла бы иностранцам дорогу к установлению контроля над нашими недрами. Примечательно, что оправдывая подобный подход, наши европейские партнеры подчеркивают, что в XXI веке ресурсы должны рассматриваться как достояние всего человечества, не имеющего национальной привязки, неэффективное использование которых является поводом для введения внешнего управления.

Очевидно, что Россия, на долю которой приходится не менее трети мировых природных ресурсов, призвана занять самую активную позицию в формировании норм и правил подобного международного антикризисного экологического менеджмента, чтобы воспрепятствовать практике двойных стандартов и содействовать укреплению коллективных начал в этой сфере. Поэтому представляется весьма своевременной активизация диалога по экологической проблематике с нашими зарубежными партнерами, прежде всего — с ЕС.

Россия и ЕС являются географическими соседями, что означает особую взаимозависимость в вопросах экологической безопасности. На сегодняшний день вопросы экологии являются частью проблематики общего экономического пространства России и ЕС. Однако есть все основания для выделения этих проблем в отдельное направление, которое могло бы получить название «общего пространства экологической безопасности».

В связи с этим актуальным представляется широкое экспертное обсуждение соответствия российского законодательства, институционального, финансово-инвестиционного и инновационного обеспечения экологической безопасности стандартам ЕС в этой сфере. Отдельной темой является нынешняя экологическая ситуация в России, в том числе её влияние на ЕС, оценка общих экологических вызовов и угроз. Другой важный аспект — выявление и анализ на основании социологических опросов отношения населения в России и ЕС к вопросам экологической безопасности, связанные с этим страхи и ожидания. Результаты подобных исследований позволили бы в том числе институтам гражданского общества активнее влиять на формирование политики в области экологической безопасности на национальном и международном уровне.

Особое значение для развития сотрудничества России и ЕС в сфере экологической безопасности в интересах устойчивого развития имеет российско-германский диалог, поскольку Германия — экономический лидер ЕС, член «Евротройки», главный торгово-экономический партнер нашей страны в мире, уже вовлечена в совместное решение экологических вопросов с российской стороной, в том числе в рамках проекта по строительству Северо-Европейского газопровода.

Как известно, ФРГ является одним из лидеров борьбы за экологию и распространение экологического мышления среди государств мира, в то же время активно работающим над превращением «зеленых» технологий в высокодоходный бизнес. В частности, современная Германия — ведущая экономика мира в области использования технологий возобновляемых энергетических ресурсов, на долю которой приходится не менее 17% мирового рынка подобных технологий. ФРГ также активно продвигает на зарубежных рынках свои технологии водоочистки, в том числе субсидируя за счет немецких налогоплательщиков подобный экспорт в беднейшие страны Африки.

Представляется, что подобные вопросы должны стать одним из ключевых измерений российско-германского сотрудничества. Результатом подобного взаимодействия могли бы стать внедрение в нашей стране передового зарубежного опыта в ходе модернизации и формирование общей повестки с нашими партнерами в этой сфере, подготовка практических рекомендаций для национальных правительств и международного переговорного процесса, реализация совместных инфраструктурных бизнес-проектов.

Тем более что первые примеры подобного взаимодействия уже существуют[2]. В частности, Свердловская область выбрана в качестве экспериментальной российско-германской площадки для реализации проекта «Екатеринбург — энергоэффективный город». Ходу реализации этого проекта была посвящена прошедшая в декабре 2008 г. встреча губернатора Э. Э. Росселя с министром энергетики РФ С. И. Шматко и представителями компании «Сименс».

Проект был поддержан российско-германской стратегической группой по финансово-экономическим вопросам при правительстве России и обсуждался на встрече Президента России Д. А. Медведева и канцлера ФРГ А. Меркель в Санкт-Петербурге 2 октября 2008 г. Выбор региона не был случайным: вопросами энергосбережения Свердловская область занимается уже 10 лет, за которые более чем на 36% удалось снизить потребление топлива.

Новый совместный проект предполагает анализ имеющейся инфраструктуры Свердловской области и Екатеринбурга — сферы ЖКХ, транспорта, промышленных предприятий, анализ её воздействия на окружающую среду, выработку технологий для улучшения энергоэффективности во всех этих отраслях.

В июне 2008 г. в Свердловской области состоялся российско-германский экономический форум «Энергоэффективность как фактор устойчивого экономического развития». В работе форума приняли участие председатель Правительства Свердловской области В.А. Кокшаров и Федеральный министр экологии, защиты окружающей среды и ядерной безопасности Германии Зигмар Габриель (СДПГ).

На форуме подписано Соглашение о сотрудничестве между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской и Немецким энергетическим агентством «Дена» (dena), целями которого являются повышение эффективности использования энергии и топливных ресурсов, снижение углеродной эмиссии, формирование и развитие системы подготовки специалистов в области топливно-энергетического комплекса.

Другим перспективным направлением международного сотрудничества в сфере «зеленых» технологий могла бы стать переработка отходов производства и потребления в целях вторичного использования. В настоящее время в нашей стране только начинается процесс формирования национальной отрасли переработки отходов в соответствии с основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г.[3] Вторичное использование отходов обеспечивает одновременно ресурсосбережение, снижение энергопотребления и существенную экономию стоимости, что превращает переработку отходов в доходный бизнес[4].

Как известно, ещё в мае 2008 г. вступил в силу закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», который поставил инвестиционную деятельность иностранных компаний в России по широкому спектру направлений под непосредственный контроль Правительства России, что вызывает зачастую негативную реакцию в среде зарубежного бизнеса. Тем не менее, Президент России Д. А. Медведев вновь подчеркнул в Послании Федеральному Собранию 2009 г. высокую степень заинтересованности «в притоке в страну капиталов, новых технологий и передовых идей». Таким образом, совместные инвестиционные проекты в области «зеленых» технологий могли бы стать хорошим примером поиска оптимального баланса между открытостью миру и максимальной защитой нашего национально-государственного суверенитета в экономической сфере. Подобный подход в полной мере отвечает сути поручения Президента России Д. А. Медведева о «подготовке программы эффективного использования внешнеполитических факторов в целях долгосрочного развития» с учетом необходимости «усиления координации в деятельности отстаивания интересов России во внешнеполитической, экономической и гуманитарной сферах», содержащемуся в Послании Федеральному Собранию 2009 г.

Примечательно, что подобные проекты предполагают не только более рачительное использование всех видов энергии и формирование современной коммунальной инфраструктуры, но и вписываются в проблематику Киотского протокола по ограничению выбросов парниковых газов.

В настоящее время мировое сообщество вступило в фазу подготовки к посткиотскому периоду. Очевидно, что речь пойдет не только об эффективности уже принятых мер, дальнейших действиях и финансово-экономическом вкладе стран в стабилизацию климата, но и о широкой экологической проблематике, связанной с развитием ноосферы. Это хороший повод, чтобы закрепить за вопросами глобальной экологической безопасности статус неотъемлемого элемента новой парадигмы международных отношений ХХI века наряду с проблемами здоровья, образования, устойчивого развития, распространения стандартов жизни «золотого миллиарда» на все человечество, которые должны прийти на смену идеологической и геополитической парадигме мирового передела, преобладавшей в XIX–XX веках. Представляется, что только подобный подход способен в полной мере раскрыть гуманистический потенциал глобализации. Важно, чтобы наша страна с учетом догоняющего характера нашей модернизации была в авангарде данного процесса и связанного с этим международного сотрудничества, если мы хотим и далее самостоятельно определять свою судьбу.


[1] См. подробнее: Митева В. В. Климат и экология / Современные глобальные проблемы мировой политики: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М. М. Лебедевой. — М.: Аспект Пресс, 2009. — 256с.

[2] См. подробнее: Никитин А.К., Кабулова О. З. Модель взаимодействия России и Германии по преодолению глобального финансового кризиса / А. К. Никитин, О. З. Кабулова. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. — С.38–40.

[3] О создании отрасли переработки отходов. Интервью с Д. С. Тукновым, заместителем руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОР) // Рециклинг отходов. Специализированный информационно-аналитический журнал. — № 6 (18), декабрь 2008.

[4] См. подробнее: Грачев В.А., Никитин А.Т., Фомин С.А. и др. Обращение с отходами производства и потребления в системе экологической безопасности: Научно-методическое пособие / Под общ. ред. член-корр. РАН, проф. В. А. Грачева и проф. А. Т. Никитина. — М.: Изд-во МНЭПУ, 2009. — 500с.; Никитин А.Т., Степанов С. А. Москва должна стать центром культурного обращения с отходами / А. Т. Никитин, С. А. Степанов // Природно-ресурсные Ведомости. — № 11 (338), ноябрь 2008.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу