Госзакупки как зеркало развития цивилизации, или Заметки о торгах

22.01.10
Эксклюзив

Госзакупки как зеркало развития цивилизации, или Заметки о торгах

Эксперты МГИМО: Шахов Андрей Львович

Путешествуя по бурлящему порталу zakupki.gov.ru, окунаешься в неповторимую атмосферу.

Министерства, ведомства, НИИ, вузы, прочие бюджетные структуры активно проводят тендеры — реальные, виртуальные (электронные), тратят бюджетные средства, ищут исполнителей, поставщиков, подрядчиков, соблюдая закон 94-ФЗ, закон 135-ФЗ, другие законы, а также подзаконные акты.

Искренне радуешься, наблюдая четко структурированную конкурсную документацию с многостраничными техническими заданиями, проектами государственных контрактов, тонко проработанными критериями оценок, обоснованными ценовыми предложениями.

Но иногда встречаются конкурсы, которые в некоторых своих… как бы… местах явно претендуют на уникальность, беспрецедентность. Что-то в них есть такое, что неподвластно осмыслению традиционному, рутинному. И думаешь — если это возможно, если это выполнимо, то какие же неизведанные, бескрайние резервы кроются в наших людях, которые и сами не всегда сознают, на что они способны!

Например, некое учреждение решило укрепить всеобщую толерантность. Важнейшее, актуальнейшее дело. ТЗ талантливо прописано, целая программа — и тебе концепция, и создание штаба, и общенациональная кампания, и онлайн-заморочки, и создание разных автоматизированных систем, и круглосуточный мониторинг масс-медиа, которые должны то ли правильно реагировать на результаты кампании, то ли сами формировать эти результаты. И даже — свои телепрограммы! То есть, всё в одном флаконе: задумка концепции, проведение мероприятий, их успешное осуществление и оценка результатов — одновременно и за месячишко. Ноу-хау, однако. Вот тут, опять же однако, сомнение. Ну, возьмется кто-то оперативно укрепить толерантность. А как за месяц технически? Организационно? Финансово? Подмахнуть контракт не бог весть какая задача, надо ж его еще и исполнить. Да там в ТЗ минимум на два года дел. Но заказчик знает, что можно и за месяц, раз объявил, проработав. Но — отменил почему-то. Сразу, как только разместил. В тот же день. Что остановило? Непонятно. Но не сроки. Написано — просто ошибочно разместили, а опубликуют потом. Попозже.

Или вот — другое учреждение задумало себе новое, просторное, светлое здание, поближе к центру. Великолепная идея! Своевременная и современная! Четверть миллиарда (рублей, естественно) на проектирование имеется, о’кей — вперед и на конкурс. Идет конкурс день, идет другой, месяц идет. Участники потирают руки. И вдруг (неожиданно, конечно) заказчик замечает, что маловато времени на работу заложил — 2 месяца: здание большое получается, не успеть так быстро спроектировать, там еще изыскания разные, согласование в сотне инстанций, госэкспертиза туда же. И — отменяет конкурс. А чего отменил-то? Чай не на кульманах теперь проектируют, успели б. И согласовывают теперь быстро, если правильным путем. Ну да ладно, 2010-й год длинный. Может, и цену попутно скорректируют, инфляция опять же.

А третье учреждение — вообще… Аж четыре лота в один тендер включило! Ух ты! НИРы! И если б что… А то — нормативы всего какие-то разработать для каких-то объектов, ну отобрать их, конечно, сначала побольше, для репрезентативности, потом сгруппировать, потом в сборничек, который, конечно, напечатать. Согласовать, как водится. Всего делов-то. Бери не хочу! Профессионалу — лакомый кусок! Да не пришли профессионалы почему-то. И даже непрофессионалы не пришли. Ни в один лот! С чего бы это? Чешем репу, ищем причину. А, да вот она: срок исполнения проекта — 2 дня. Ну и две ночи, разумеется. Эх, такой конкурс сорвался, переобъявлять надо. А бюджетный год закончился, утвердят ли наверху эти же темы в новом году? Вопрос. Ежели утвердят, то, пожалуй, надо поболее дать времени. Дня три. Тогда народ повалит.

Со сроками вообще какая-то мистика пошла. Раньше как — заключил многомиллионный контракт на недельку, потом продлил на полгодика допсоглашением, да еще в цену десять процентов подбавил — и дело в шляпе. Теперь не так. Юристы больше не разрешают продлевать. С развитием цивилизации те же законы читаются по-другому: меняются времена, меняются люди… Вон и Минэкономразвития своим письмом Д05-1972 подтверждает — не допускается изменение сроков и всё тут. Да и в критериях оценки заявок теперь на сроках особого творчества не проявишь — 722-е постановление Правительства не дает.

Так что сумятица полная с этими сроками. Или заказчики свои же тендеры отменяют, или участники в тендеры не идут.

Думать надо, однако. Мозговать.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу