Болонский процесс: за и против

10.02.10
Эксклюзив

Болонский процесс: за и против

Эксперты МГИМО: Гладков Геннадий Иванович, к.пед.н., профессор

В настоящее время многих преподавателей, студентов, а также их родителей все больше и больше стал интересовать Болонский процесс. О преимуществах и недостатках новой образовательной системы рассказывает начальник Управления языковой подготовки и Болонского процесса МГИМО, профессор кафедры английского языка №1, кандидат педагогических наук Геннадий Иванович Гладков.

Согласно теории Поппера, наше общество становится все более и более открытым. Не могли бы вы пояснить, почему в этой связи появляется необходимость единого образовательного пространства?

Я занимаюсь Болонским процессом с 2002 года. Главное его значение заключается в том, что он поддерживает демократизацию образования. Образование становится все более личностно ориентированным. В то же время Болонский процесс поощряет академическую мобильность студентов и преподавателей. Таким образом, студенты получают возможность сравнивать разные точки зрения на одно научное знание, а преподаватели развиваться в своей профессиональной области.

Не могли бы Вы более подробно рассказать о преимуществах Болонского процесса?

Одним из самых положительных моментов является то, что высшее образование становится более универсальным. Студенты могут использовать его в других странах. Система получения знания становится унифицированной подобно автодорожным правилам. Если у тебя есть права, ты свободно сможешь водить машину в любой точке мира. Так и здесь: если у тебя есть диплом бакалавра или магистра, то ты можешь искать работу в любой стране. Для работодателя также не будет составлять труда понять, какие дисциплины ты изучал в вузе, какие оценки у тебя были по необходимым предметам для работы в той или иной области.

Второй момент, о котором необходимо упомянуть, заключается в том, что происходит очень быстрое обновление контента образования. Как я уже говорил, происходит мобильность не только студентов, но и преподавателей. Западная система образования сильно отличается от советской. Она подсказывает, что можно больше доверять студенту, поощряя его активность. Там получение знаний строится не на том, чтобы прочитать студентам лекции, а на том, чтобы студенты самостоятельно изучали материал, а потом сдавали его своим преподавателям, но с периодичностью не раз в семестр, а раз в неделю. Дисциплины студент может выбирать сам. Разумеется, не все, есть и стержневые, обязательные дисциплины. За каждого студента отвечает тьютор, который помогает ему составлять его учебный план, а также контролирует его учебную деятельность. У нас в МГИМО этого пока в широких масштабах нет, но, возможно, появится в будущем.

Третьим преимуществом является то, что сама система строится по принципу двух уровней высшего образования. Первые четыре года студент учится на степень бакалавра, а следующие два на степень магистра. Это позволяет студенту сменить направление подготовки после бакалавриата.

Но, таким образом, получается, что студент очень загружен в течение семестра и у него не остается времени на работу. Как известно, у нас в России многие начинают работать чуть ли не с первого курса. Как вы видите решение этого вопроса?

Если человек работает по профилю, то работа может быть зачислена ему как пройденная дисциплина. Зачастую так случается, что студент не может найти работу в той профессиональной сфере, которую он выбрал. Это дает ему понять, что возможно лучше поменять профориентацию и поступать в магистратуру уже на другой факультет.

Да, но как известно, Болонский процесс содержит в себе и «подводные камни». Не могли бы Вы рассказать более подробно о недостатках данной системы?

Основная проблема, на мой взгляд, заключается в том, что наши лучшие выпускники уезжают за рубеж. Для них не составляет особых трудностей продолжить свое образование в таких университетах, как Оксфорд или Кембридж, например.

Существует также проблема финансирования магистратуры. Не все те люди, которые учатся на бюджетном отделении первые 4 года, смогут продолжить бесплатное образование в магистратуре. С другой стороны, студенты могут решить эту проблему путем поступления в магистратуру других вузов. Многие студенты также не знают о возможности поступления в магистратуру зарубежных университетов. Особенно о том факте, что оформиться туда можно самостоятельно. Студентам «нового образца» следует проявлять инициативу.

Но что же делать студентам, которые все же не смогут поступить в магистратуру на бюджетные места? Ведь, как известно, российские работодатели не воспринимают степень бакалавра как полноценное высшее образование.

Что касается работодателей, то это временный процесс. Если посмотреть на ситуацию в Европейских странах, то в магистратуре люди начинают учиться спустя 2–3 года после получения степени бакалавра. За это время они получают опыт работы в интересующей их сфере и уже окончательно определяются с выбором магистратуры. В настоящее время в Москве бакалаврам действительно непросто найти работу. Но с каждым днём всё больше примеров, когда бакалавры успешно работают как профессионалы с высшим образованием.

Как известно, у нас в институте Болонский процесс отождествляется с рейтинговой системой выставления оценок. С моей точки зрения, она разобщает студентов, увеличивает конкуренцию в группах. Студент, получивший 95%, а не 100% испытывает эмоциональное напряжение, хотя по сути это одна и та же буква A. По рейтингу легко определить, кто является слабым в группе, что также вызывает дискомфорт. И у более сильных студентов нет желания помочь отстающему, как это было в советские времена. С одной стороны, конкуренция — это хорошо, но насколько это отвечает человеческим ценностям? Действительно ли так необходима рейтинговая система?

Выставление рейтинга в процентах — не относится напрямую к Болонскому процессу. Данная система высшего образования предполагает только выставление буквенных оценок: A, B, C, D, E. Что же касается климата в учебной группе, то, если посмотреть на западных студентов, у них нет стабильной группы как таковой, т. к. каждый семестр студенты выбирают разные дисциплины.

Беседовала Татьяна БУЗИНОВА

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу