Гаити: в лучших традициях басен Крылова

19.01.10

Гаити: в лучших традициях басен Крылова

Эксперты МГИМО: Лебедева Марина Михайловна, д.полит.н., к.психол.н., профессор

Частные интересы государств до сих пор ставятся выше общечеловеческих.

Трагедия на Гаити обнажила целый ряд мировых политических проблем. Среди них вопрос о том, как должно осуществляться взаимодействие государств, международных организаций, бизнес-структур и т.д. в условиях ликвидации последствий природной катастрофы.

ООН, на чьи плечи, главным образом, возложена надежда на решение подобных вопросов, не имеет достаточных оперативных ресурсов. Казалось бы, в этих условиях быстрые действия США, взявших на себя лидирующую роль, позволят эффективно наладить помощь Гаити. Однако национальные интересы США пришли в противоречие с интересами других участников. В результате представители США стали отдавать предпочтение разгрузке своих самолетов, спасению в первую очередь американских граждан и т.п., что вызвало возмущение других государств, в частности Франции. Вполне вероятно, после таких недовольств США скорректируют свои действия на острове и уделят больше внимания нуждам других, но все же собственные интересы они игнорировать не будут. Значит, проблема остается, причем она относится не только к Гаити, но и к другим аналогичным ситуациям, которые могут возникнуть на планете, а в целом — к вопросу, связанному с глобальным управлением.

В свое время британская исследовательница Сьюзан Стрэндж, анализируя причины экономического кризиса 1997—1998 гг., пришла к выводу, что в его основе лежит противоречие между глобальным характером мировой экономики и частными, «эгоистическими» интересами государств. В мировой политике мы также все чаще видим противоречия между «национальным эгоизмом» и «глобальностью» возникающих проблем. Более того, представляется, что современный экономический кризис порожден именно мирополитическим уровнем, неспособностью глобального политического управления регулировать экономические процессы. Сегодня мы отчетливо наблюдаем несоответствие основных принципов и правил организации мира современным реалиям, для которых эти правила все чаще оказываются слишком «узкими». В результате мы сталкиваемся либо с односторонними действиями государств в своих интересах, как в случае поведения США на Гаити, либо с нарастанием хаотизации в мире. Нередко оба процесса идут рука об руку.

Классический русский вопрос «что делать?» звучит сегодня особенно актуально. Один из вариантов решения проблемы глобального управления — реформа ООН, необходимость которой обусловлена кардинальными изменениями мира, произошедшими с момента создания Организации. Реформа должна носить комплексный характер и, в частности, предусматривать создание гибких механизмов управления, отвечающих характеру решаемых сегодня задач, а также наличие у ООН больших ресурсов. Реформа ООН идет непросто: здесь вновь сталкиваются интересы слишком разнородных государств современного мира.

Другой вариант, дополняющий, а не исключающий, предыдущий, состоит в развитии сетевой дипломатии, принцип которой заявлен Россией в Концепции внешней политики Российской Федерации 2008 г., где говорится, что «на смену блоковым подходам к решению международных проблем приходит сетевая дипломатия, опирающаяся на гибкие формы участия в многосторонних структурах в целях коллективного поиска решений общих задач». Идея сетевой дипломатии пока не получила должной разработки, но, по всей видимости, она должна предполагать, во-первых, вовлеченность в решение проблем всех заинтересованных сторон; во-вторых, гибкое сочетание двухсторонних и многосторонних контактов; в-третьих, включение в процессы принятия решений и во взаимодействие как государств, так и негосударственных участников (бизнес-структур, международных неправительственных организаций, частных лиц и др.).

Очевидно, что новые механизмы глобального управления, отвечающие современным реалиям, требуются как можно быстрее. В противном случае мы все чаще будем сталкиваться с кризисом взаимодействия на глобальном уровне, подобно тому, как случилось на Гаити, только все в более серьезных масштабах. Можно ли ожидать резкого прорыва в области модернизации механизмов глобального управления? Скорее всего, нет. Но необходимо двигаться в этом направлении и тем самым противостоять негативным тенденциям развития.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Slon.ru
Распечатать страницу