Выборы на Украине в контексте внешней политики страны

18.03.10
Эксклюзив

Выборы на Украине в контексте внешней политики страны

Эксперты МГИМО: Гусев Леонид Юрьевич, к.ист.н.

Во время президентской предвыборной кампании кандидаты использовали внешнеполитические сюжеты, хотя, конечно, уделяли им значительно меньше внимания, чем внутреннему положению в стране. Хотелось бы рассмотреть заявления и действия основных кандидатов в области внешней политики, а также первые заявления и действия новоизбранного президента В. Януковича.

Сам В. Янукович затрагивал внешнеполитические темы чаще, чем другие претенденты на президентский пост. Основные внешнеполитические акценты лидера Партии регионов сводились к следующему:

— Отсутствие сбалансированной внешней политики негативно влияет, прежде всего, на экономическую ситуацию в стране. Необходимо более реалистично подходить к вопросам энергетической безопасности, обеспечения транзита, визового режима.

— Высказываемые украинской властью обвинения в адрес России о посягательствах на территориальную целостность Украины являются проявлением неуважения к партнеру. «Когда говорят о каких-либо угрозах, например уничтожении суверенитета, территориальной целостности — это, прежде всего, неуважение к тем странам, … которые являются нашими стратегическими партнерами».

— В вопросах внешней политики украинские дипломаты должны отстаивать национальные интересы страны и строить двусторонние отношения, как с Россией, так и с другими странами, на взаимовыгодной основе.

— Проблемы между Украиной и Россией в газовой сфере начались с приходом ныне действующей украинской власти, которая разрушила имеющуюся договорную базу. «… Такая политика, безусловно, не нужна и Европе».

— Украине нужно прекратить болеть евроромантизмом, начать выстраивать более прагматичную политику в отношениях с ЕС и работать в конкретных проектах, выстраивать с ЕС стратегические отношения, в которых Украина «должна быть надежным партнером ЕС». При этом Украина должна решить многие внутренние вопросы — провести реформы правоохранительной системы и судебной системы, приблизиться к европейским стандартам, обеспечить повышение уровня жизни населения, который напрямую зависит от состояния экономики[1].

В. Янукович избегал голословных деклараций, и хотел наполнить смыслом готовящееся соглашение об ассоциации с ЕС. Вопросы подписания договора о свободной торговле и упрощения визового режима по его словам, должны решаться как можно быстрее. Причем, перспектива интеграции Украины с ЕС во многом зависит от политического решения самого ЕС. Поскольку со стороны ЕС нет никаких позитивных сигналов, украинское общество не верит, что это может когда-нибудь произойти.

В. Янукович предлагал руководящим органам ЕС рассмотреть вопрос о взаимных обязательствах (определить «скорость интеграции Украины в ЕС» и увидеть этот путь). Если Украине удастся создать с ЕС такую программу — не обобщенную, а конкретную — процесс проведения реформ в Украине будет существенно ускорен. В любом случае прогресс в евроинтеграции будет зависеть не только от Украины, но и от ЕС.

Что касается вопросов европейской безопасности. По этому поводу В. Янукович заявлял о намерении придерживаться сбалансированной позиции. По его словам, Украина заинтересована присоединиться к Европейской политике безопасности и обороны (одна из ключевых программ ЕС) в качестве внеблоковой страны, способной «проводить политику, которая объединит европейские и евразийские страны». Позиция Партии регионов в этом вопросе перекликается с «планом Д. Медведева». НАТО не воспринимается как основная структура европейской безопасности. В заявлениях В. Януковича эта тема интерпретируется как «реконструкция системы европейской коллективной безопасности», в которой могли бы участвовать Украина, Россия и НАТО.

Что касается Ю. Тимошенко, то во внешней политике она высказывалась против искусственного противопоставления России и Запада. С Россией предполагалась строить «добрососедские, но при этом прагматичные» отношения.

Ю. Тимошенко сочла необходимым извиниться перед странами ЕС за неприятности в ходе январского газового конфликта 2009 года («принести извинения тем странам, которые почувствовали временный дискомфорт от урегулирования газового вопроса между Россией и Украиной»[2]) . Но, как можно предположить, своей вины за срыв поставок газа в январе 2009 г. она не признала. Косвенно вину она возложила на аппарат президента, который своим вмешательством сорвал переговоры и задержал переход к «прозрачным, четким и стратегическим» отношениям в газовой сфере. То же касается и «Газпрома», который не сразу проявил энтузиазм к инициативам украинского премьера.

В остальном заверения Ю. Тимошенко — смесь разного рода комментариев и афоризмов. Она уверяла европейцев, что в начале 2010 г. проблем с поставками газа в Европу больше не будет. По её словам, соответствующие ведомства Украины и России намерены отпраздновать Новый год и Рождество спокойно, каждый у себя дома.

Ю. Тимошенко не считала целесообразным возврат Украины к политике многовекторности. При сохранении четкого «цивилизационного выбора» в пользу европейского сообщества, «партнерские взаимовыгодные и конструктивные отношения» с Россией являются неотъемлемой частью развития Украины. «Зарабатывать баллы на искусственном противостоянии с Россией — это непродуктивный путь»[3].

Ю. Тимошенко считала целесообразным подписание соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной до президентских выборов. Она не высказывала опасения, что подписание этого документа может повысить политический рейтинг В. Ющенко. Однако, для Тимошенко, соглашение об ассоциации — важный предвыборный козырь — «консолидирующий фактор для всех проевропейских сил в Украине». Как видим, предвыборные соображения присутствуют и в этом аспекте.

А. Яценюк предлагал вернуться к проекту единой «Большой Европы», в котором Киев может стать одним из инициаторов. Главная особенность его внешнеполитического подхода — необходимость приспособления к реалиям многополюсного мира. Реального гегемона, или «мирового управляющего», по его словам, больше нет. Есть несколько континентальных сообществ, которые будут очень жестко конкурировать между собой. Поэтому с точки зрения интересов Украины неразумно ограничивать свою политику ориентацией на Европейский Союз. Внешнеполитические задачи нельзя сводить лишь к намерению получить членство в ЕС. Точно также, смысл европейской интеграции не нельзя упростить лишь рамками ЕС. «Моя цель — это не просто Европейский Союз. Ведь Европейский Союз состоялся, и мало что в мире изменится от того, будет в нем 27 или 28–29 стран»[4].

«Раздел Украины на Восточную и Западную» рассматривается как последствие давнего раздела Европы на Восточную и Западную, который был «следствием послевоенного мироустройства». А. Яценюк признал, что фактически ЕС закрепил новое разделение Европы на Западную и Восточную. В нынешних условиях Украина должна противопоставить такой политике, проект «Большой Европы» как нового мирового центра влияния в посткризисном мире[5]. Континентальный проект новой Европы будет способствовать повышению конкурентоспособности его участников, включая ЕС, Украину, Россию и другие страны. По словам А. Яценюка, «чем мы больше, чем сильнее у нас связи, … тем лучшим будет результат. … И это мой ответ на то, какой должна быть европейская интеграция»[6]. Что касается политики безопасности, Яценюк предлагает вернуться к формату «Венского концерта», которому скоро исполнится 200 лет.

Лидер Народной партии, председатель Верховной Рады Украины, Владимир Литвин выступал против вступления Украины в НАТО.

«Курс, провозглашенный 5 лет назад, полностью провален и не отвечает устремлениям граждан Украины. Украина должна быть самостоятельным государством, и мы отбрасываем любые предложения дать нам „костыли“ в образе вступления в какие-либо организации, в первую очередь в НАТО», — заявил В.Литвин, выступая на 11-м съезде Народной партии в Киеве[7].

Он заявил, что внешняя политика Украины должна строиться в первую очередь на налаживании прогнозированных добрососедских отношений со странами-соседями. При этом Украина должна быть «объектом, а не субъектом» в сфере политики международных отношений.

При этом В.Литвин также высказался за возобновление экономического сотрудничества с республиками бывшего СССР.

«Это залог того, что Украина будет иметь рынки сбыта», — подчеркнул он[8].

Кроме того, Владимир Литвин высказывался за то, чтобы аренда баз Черноморского флота Российской Федерации в Крыму была продолжена после 2017 года.

«Надо сделать все, чтобы Черноморский флот Российской Федерации продолжил аренду баз в Крыму и после 2017 года на взаимовыгодных условиях. ЧФ РФ должен выступать одной из гарантий нашей безопасности», — сказал спикер в интервью газете «Факты и комментарии»[9].

Он также выразил мнение, что курс власти на вступление в НАТО привел к тому, что «Россия начала закрываться от нас, сворачивать взаимодействие». «Если Украина вступает в НАТО, то как наши ученые, например с „Южмаша“, будут обслуживать ядерные щиты России? Это же секретная информация, вопросы безопасности. Конечно, Россия будет отгораживаться от нас», — пояснил В.Литвин[10].

Также В. Литвин не верил в возможность военного конфликта в Крыму.

По информации пресс-службы спикера, В.Литвин, отвечая на вопрос о возможном «грузинском сценарии» для Украины, сказал: «Повторение чего-то подобного в Крыму абсолютно исключено»[11].

«Со стороны России не происходит никаких активных действий, направленных на дестабилизацию ситуации на полуострове. Ее дестабилизируют украинские политики крайней политической ориентации», — убежден В.Литвин[12].

Также, В. Литвин заявлял о том, что роль СНГ в укреплении международной безопасности далеко не исчерпана. Безопасность стран ЕС невозможна без учета интересов других стран континента: «Объединенная Европа не сможет при выработке единой оборонной политики не учитывать позицию своих восточных соседей»[13].

По его словам, мерой, позволяющей усилить гарантии безопасности для безъядерной Украины, могло бы стать «повышение статуса Будапештского меморандума»[14]. Такое решение, по словам В. Литвин, могло бы стать «первым шагом на пути обретения Украиной международно-признанного нейтрального статуса»[15]. Международная безопасность не ограничивается военно-политической сферой. Система гарантий должна быть распространена на финансовые, энергетические, экологические и даже продовольственные аспекты.

Касаясь международных вопросов, В. Литвин, как правило, воздерживался от резких высказываний. Однако в отношении внешней политики В. Ющенко его мнение выглядело вполне определенным. Задолго до августовского дипломатического кризиса 2008 года (после войны в Южной Осетии) В. Литвин призывал украинское руководство «опомниться и начать диалог с Россией, чтобы выйти на нормальные отношения, которые находятся сейчас на точке замерзания»[16].

В. Литвин констатировал провал на Украине курса на получение и удержание власти с помощью ориентации исключительно на Запад, на членство в НАТО, формализацию отношений с Россией, дистанционирование от постсоветского пространства.

По его мнению, при президентстве В. Ющенко ожидать улучшения отношений между Украиной и Россией действительно не приходится. Но после президентских выборов украинско-российские отношения вернутся в нормальное русло. «… Если сегодня товарообмен с Россией составляет почти 35%, то один этот факт означает, что мы должны иметь равные, прогнозируемые отношения с Россией, но при одном условии, что украинские политики не будут пытаться понравиться России, либо Польше, либо Евросоюзу, либо США, и они будут пытаться найти опору в Украине»[17].

Такое флюгерное поведение украинских политиков, по мнению В. Литвина, объясняется отсутствием серьезного обсуждения внешнеполитических приоритетов государства.

Еще один кандидат в президенты, С. Тигипко, не видел для Украины лучшей перспективы, чем общеевропейская система безопасности при участии России. По его словам, возможным шагом в этом направлении могли бы стать «объединение или хотя бы координация систем противоракетной обороны НАТО, России и США»[18]. С точки зрения понижения уровня напряженности, Украина должна быть заинтересована в создании широкой европейской коллективной системы, что придаст общеевропейской безопасности более устойчивый и жизнеспособный характер.

Он отмечал, что в случае участия Украины в переговорном процессе по программе ПРО в Европе, у страны появится «шанс стать членом не одного из противостоящих блоков, а глобальной системы безопасности. Географическое положение позволит Украине войти в переговоры с конкретными предложениями, а не с протянутой рукой, как в вопросе о членстве в НАТО»[19].

Несколько слов о внешнеполитической программе В. Ющенко. Как и всё предыдущее время, он продолжал настаивать на интеграции Украины в НАТО и всячески использовал «угрозу» со стороны России.

После завершения второго тура выборов и утверждения В. Януковича в качестве президента Украины, необходимо рассмотреть, как он и его команда начинают свою внешнеполитическую деятельность.

Через несколько дней после выборов Виктор Янукович написал статью для газеты The Wall Street Journal, в которой рассказал о своих приоритетах на посту главы государства.

По его мнению, Украина должна приложить все усилия, чтобы достичь экономической и политической стабильности, довести стандарты качества жизни населения до европейских стандартов, а после этого вступить в Евросоюз.

«Мы должны действовать прагматично и сконцентрировать свои усилия на вступлении в ЕС», — пишет Янукович[20].

Однако, по его мнению, этого невозможно будет достичь без процветающей экономики. «Украина должна продемонстрировать Евросоюзу, что ЕС от ее членства только выиграет», — полагает лидер Партии регионов[21].

В своей статье он несколько раз подчеркивает, что Украина — европейская страна, но в, то, же время напоминает о сильных культурных, исторических и экономических связях с Россией. В этой связи Янукович пишет, что его страна должна использовать свое геополитическое положение и стать своеобразным мостом между Евросоюзом и Россией.

Избранный президент также сообщил аудитории газеты, что намерен придерживаться европейских ценностей в политической сфере, сделать политику прозрачной и подконтрольной обществу.

Что же касается его первого зарубежного визита. Свой первый зарубежный визит В. Янукович в статусе главы государства нанес в Брюссель.

В. Янукович отправился в Бельгию уже 1 марта — через три дня после инаугурации, которая состоялась 25 февраля[22].

Там Виктор Янукович рассказал руководителям Евросоюза о своих планах в сфере внешней политики.

На совместной пресс-конференции с президентом Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу В. Янукович сказал, что интеграция Украины в Европу останется «ключевым приоритетом» его политики[23].

Украинский лидер также сообщил, что договорился с Баррозу до конца 2010 года все же подписать соглашение об ассоциации с ЕС, которое так и не смог заключить его предшественник — Виктор Ющенко.

Это соглашение, как ожидается, поспособствует укреплению связей Украины и ЕС в торгово-экономической, социальной и политической сферах.

Кроме того, Янукович рассказал, что его страна будет поддерживать отношения с НАТО на существующем уровне, а любые последующие шаги в этом направлении «будут зависеть от результатов дальнейших переговоров»[24].

При этом президент Украины отметил, что партнерские программы с НАТО будут продолжены, но внеблоковый статус его страны не изменится.

По поводу визита В. Януковича в Россию. Визит нового украинского президента в Москву состоялся 5 марта. Во время него Президенты России и Украины поручили правительствам двух стран обсудить сотрудничество в энергетике, и не только в газовой сфере. Об этом заявил Дмитрий Медведев по итогам переговоров с Виктором Януковичем.

«Мы договорились дать поручение правительствам, министрам обсудить сотрудничество на энергетическом треке, как на газовом, так и по другим вопросам», — сообщил Д.Медведев[25].

«Уверены, что реализация крупных энергетических и инфраструктурных проектов на территории Украины в наших общих интересах, в том числе за счет привлечения новых долгосрочных инвестиций», — добавил Президент РФ[26].

Кроме того, в совместном заявлении президентов двух стран отмечалось, что Россия и Украина обязуются создавать максимально благоприятные условия для объединения потенциалов двух стран в таких отраслях, как современный топливно-энергетический комплекс, авиастроение, атомная энергетика, военно-техническое сотрудничество.

В документе указывалось, что «при уважении свободы выбора, механизмов и форм участия государств в процессах экономической интеграции, Россия и Украина будут добиваться, чтобы такое участие не наносило ущерба интересам двустороннего сотрудничества и созданию общеевропейского экономического пространства»[27].

В соответствии с заявлением, стороны будут оказывать «всемерную поддержку украинскому языку в России и русскому — на Украине в соответствии с общеевропейскими стандартами»[28]. Президенты двух стран отметили в этом документе, что берут «под свой патронат подготовку к празднованию в 2014 году 200-летия со дня рождения Т. Г. Шевченко»[29].

Стороны выразили готовность развивать постоянный политический диалог и сотрудничество по актуальным международным проблемам. К таким проблемам в заявлении отнесены, в частности, вопросы стратегической стабильности и безопасности, разоружения и контроля над вооружениями, урегулирование конфликтов, противодействие новым глобальным вызовам и угрозам в контексте борьбы с терроризмом.

В заявлении говорилось, что Россия и Украина, как европейское внеблоковое государство могут принимать активное участие в общеевропейских процессах безопасности.

Таким образом, можно отметить, что в своих действиях В. Янукович намерен балансировать между Россией и странами Запада, прежде всего странами Европейского Союза. Я думаю, что особых отношений между Россией и Украиной при президентстве В. Януковича не будет. Этому есть несколько причин.

В. Янукович является представителем тех промышленных групп Украины, которые контролируют угольный и сталелитейный бизнес страны. В этой связи, им совершенно не выгодно идти на тесное сотрудничество с Россией, что предполагает предоставление приоритетов бизнесу России, например в той же сталелитейной отрасли. Вспомним ситуацию с Криворожским металлургическим комбинатом, который не без поддержки Индустриального Союза Донбасса, одной из структур, поддерживающей В. Януковича, был передан в управление руководителю компании «Арселор» Л. Митталу, а не представителям металлургического бизнеса России. Конечно, сотрудничество с Россией в экономической сфере будет развиваться. В настоящее время экономика Украины находится в довольно тяжёлой ситуации. В. Янукович может просить у России кредиты, например. Но, в, то, же время, он будет развивать экономические отношения со странами Запада, где находятся основные интересы, поддерживающих его промышленных групп.

Кроме того, В. Янукович претендует на то, чтобы представлять интересы всего населения Украины, а не только Востока и Юга страны. Поэтому ему придётся позиционировать себя, как политика, который стремиться иметь хорошие отношения со странами Запада, что так популярно в западных областях Украины. В этом же ключе, можно рассматривать его заявление о том, что украинский язык останется единственным государственным языком в стране.

Также, В. Янукович и его команда всё это время показывала себя, как европейских политиков, выступающих за европейские ценности.

Поэтому внешняя политика, при президенте В. Януковиче будет носить сбалансированный характер, но тяготеть будет все-таки ближе к Западу.


[1]Цит. по http://neutral-ua.info/articles/182.html

[2]http://www.parlamentua.com/ru/full/12191/

[3]http://newsme.com.ua/business/economic/224503/

[4]http://www.komitet.net.ua/article/print/39159/

[5]http://www.newsru.com/world/26sep2009/yats.html

[6]http://www.komitet.net.ua/article/print/39159/

[7]http://www.interfax.com.ua/rus/pol/22655/

[8]Там же

[9]http://army.lv/ru/chernomorskiy-flot/456/21236

[10]http://chairman.rada.gov.ua/chairman7/control/uk/publish/article?art_id=52981&cat_id=49355

[11]http://podrobnosti.ua/power/2009/10/20/637749.html

[12]Там же

[13]http://politikx.ru/tag/evropu/

[14]http://www.ua.rian.ru/analytics/20090714/78176580.html

[15]Там же

[16]http://vz.ru/news/2009/4/15/276520.html

[17]http://www.intermedia.org.ua/ru/news/info/77780

[18]http://glavred.info/archive/2009/09/22/180622-2.html

[19]Там же

[20]http://www.lenta.ru/news/2010/02/17/article

[21]http://www.lenta.ru/news/2010/02/17/article

[22]http://www.kommersant.ua/doc-y.html?docId=1326943&issueId=7000375

[23]http://www.lenta.ru/news/2010/03/01/eunato/

[24]Там же

[25]http://news.liga.net/news/N1006856.html

[26]Там же

[27]http://news.liga.net/news/N1006873.html

[28]Там же

[29]Там же

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу