Маршрутом ледяного ада

25.04.10

Маршрутом ледяного ада

Эксперты МГИМО: Мягков Михаил Юрьевич, д.ист.н.

25 апреля 1945 года в Мурманск прибыл последний союзный конвой военного времени

65 лет назад, 25 апреля 1945 года в Мурманск прибыл последний союзный конвой военного времени. 26 транспортных судов в сопровождении 19 боевых кораблей доставили в Советский Союз оружие, боеприпасы, продовольствие и оборудование по программе ленд-лиз.

Начиная с августа 1941 года конвои формировались в бухтах Исландии и Шотландии и разгружались в советских северных портах. В суровых условиях Арктики путь занимал 8–12 суток. Большие караваны кораблей шли вдоль побережья Норвегии, оккупированной фашистской Германией, подвергаясь яростным атакам вражеского флота и авиации. Грузы доставлялись английскими и американскими кораблями. Охрана возлагалось на английский флот. Прикрытие союзных конвоев осуществляли силы советского Северного флота. Вражеские атаки превращали арктические походы в «ледяной ад».

Грузы, доставленные в советские порты по программе ленд-лиз, стоили жизни тысячам моряков антигитлеровской коалиции. Об этой героической странице летописи Великой войны в интервью «Голосу России» рассказал профессор МГИМО, доктор исторических наук Михаил Мягков.

— В послевоенный период высказывались различные оценки роли ленд-лиза. В СССР чаще преуменьшалась значимость поставок союзников, в то же время за рубежом утверждалось, что без них Советский Союз не смог бы устоять в войне с гитлеровской Германией. Михаил Юрьевич, на ваш взгляд, насколько, в действительности, эффективной и своевременной была эта помощь?

-Споры о роли ленд-лиза для СССР и для других стран антигитлеровской коалиции велись раньше и будут, видимо, продолжаться. Кратко хотел бы напомнить, что решение о введении ленд-лиза президентом Соединенных Штатов Америки Рузвельтом было принято еще в марте 1941 года. И сразу же ленд-лиз был распространен на Великобританию, которая тогда уже участвовала во Второй мировой войне.

Рузвельт, объясняя идеологию принятия этого решения, приводил следующий гипотетический пример. Допустим, у вас есть дом и рядом дом вашего соседа. И у соседа дом загорелся. Огонь грозит перекинуться и на ваше здание. Сосед прибегает к вам и просит пожарный шланг. Вы что, будете спрашивать у соседа денег для того, чтобы он смог потушить пожар? Вы заинтересованы в том, чтобы сосед потушил быстрее пожар и чтобы огонь не перекинулся на ваш дом. Поэтому вы дадите взаймы этот пожарный шланг соседу, после того, как он потушит пожар, он вам просто его вернет.

После того как Германия напала на Советский Союз, встал вопрос и о распространении военной помощи по ленд-лизу для СССР. Первоначально поставки производились за большие денежные средства, которые мы платили Соединенным Штатам Америки. Но уже 2 августа президент США Рузвельт на заседании правительственного кабинета поднял вопрос о том, что прошло уже почти шесть недель с того момента, как Германия напала на Советский Союз, но Америка не сделала практически ничего, чтобы обеспечить доставку необходимых русским материалов. Честно говоря, добавил президент, если бы я был русским, то наверняка бы чувствовал сейчас, что американцы просто-напросто обводят меня вокруг пальца.

— Всего в годы Второй мировой войны в Советский Союз пришел 41 союзный конвой. В обратном направлении было отправлено 36 конвоев, груженных никелем, хромом, магнием и золотом. А что и в каком количестве США поставляли в СССР?

— Решение о количестве поставок было принято на трехсторонней конференции Англии, Соединенных Штатов и Советского Союза в Москве в сентябре—октябре 1941-го года. Исследователи у нас и в Соединенных Штатах Америки, и в Великобритании по-разному относятся к общей цифре и значению поставок для боевых действий, которые вел Советский Союз.

Например, американский исследователь Ван Тул говорит о том, что, конечно же, поставки по ленд-лизу приблизили окончание войны. Красная Армия стала более мобильной и ускорила темпы своего наступления. Если бы не было этих поставок, вероятные потери Красной Армии были бы больше. Насколько больше? Сейчас трудно ответить. На миллион — полтора миллиона человек. Но тем не менее все это время, пока шли поставки, основные усилия военно-промышленного комплекса США были сосредоточены прежде всего на вооружении и перевооружении собственной армии, на подготовку ее к боевым действиям на европейском театре военных действий и на Тихом океане.

Конечно же, те данные, которые мы имеем о поставках, были приняты в советское время. Напомню, тогда мы говорили о четырех процентах от общего производства военной продукции в Советском Союзе. Сейчас эта цифра уточняется.

Если говорить о некоторых видах промышленной продукции и боевой техники, то они были весьма и весьма значительными. Например, по самолетам они составили приблизительно 20 процентов от советского производства. Всего было поставлено из США и Великобритании в Советский Союз 18 тысяч самолетов и 12 тысяч танков. Но если по самолетам и танкам здесь, конечно же, основную роль играло именно советское производство, то, например, знаменитых «Джипов» и «Студебеккеров», было поставлено 427 тысяч единиц. А всего в Советском Союзе за 1941–1945-й годы выпущено чуть более 200 тысяч автомобилей.

Мы выпустили за время войны всего несколько паровозов. Нам было поставлено более тысячи локомотивов. А железные дороги, конечно же, сыграли огромную роль в нашей победе над гитлеровской Германией. Это — перевозки войск и вооружений.

— По каким маршрутам в Советский Союз поступала военная помощь союзников?

— Было всего три основных маршрута. Это Северный маршрут, Дальневосточный маршрут и так называемый Иранский маршрут. На начальном этапе войны особенно важную роль играл, конечно, Северный арктический маршрут. Арктическими конвоями в нашу страну было доставлено 22 процента военных грузов.

Через Иранский маршрут — это Персидский залив, далее автомобильным транспортом через Иран и по Каспийскому морю — 24 процента грузов.

Дальний Восток, который стал особенно заметен во второй период войны, — 47 процентов военных поставок. Отмечу также еще и воздушную трассу Фэрбенкс-Красноярск, так называемый Алсиб (Аляска-Сибирь). По этому маршруту было перегнано в Советский Союз более половины американских самолетов. В их числе знаменитые истребители «Кинг-Кобра», на которых воевали наши отважные асы. Арктический маршрут был самым быстрым, но и наиболее опасным.

— Можно ли утверждать, что именно арктические конвои стали причиной войны флотов в водах Арктики, если учесть, что план «Барбаросса» предусматривал только сухопутные военные действия?

— Арктические маршруты послужили главной причиной тех ожесточенных и продолжительных по времени боевых действий, которые происходили на этом театре военных действий. Однако я бы не сказал, что Гитлер не предусматривал такой возможности до начала нападения на Советский Союз. Иначе он не сформировал бы целую армию, которая получила названия «Норвегия». Она была направлена именно на захват Мурманска и Архангельска. В дальнейшем армия стала известна как армия «Лапландия».

Немцы во что бы то ни стало стремились перерезать арктические маршруты. В 1941 году это было не столь очевидно. Но уже в 1942 году, когда пришло полное осознание, насколько важен Северный маршрут для Советского Союза, немцы усилили здесь свою морскую и авиационную группировки и повели буквально охоту за каждым караваном, который направлялся в Советский Союз.

Тем более что началось полярное лето. Солнце фактически не опускалось за горизонт. И «стервятникам», немецким самолетам, подводным лодкам и эсминцам было достаточно легко находить эти караваны и пытаться их уничтожить.

— Опыт сотрудничества союзников в Арктике уникален. Как вы считаете, может ли он быть востребован в современных условиях?

— Опыт поставок по ленд-лизу, особенно северными конвоями, способствовал и разработке нового механизма экономических и международных отношений, сотрудничества, не имевшего аналогов в предыдущее время. Конечно же, и сегодня он может быть востребован, если исходить из тех новых, порой даже еще до конца не осознанных угроз, которые стоят сегодня перед человечеством. Это терроризм, борьба с пиратством. Мы видим сейчас, что рядом с африканским побережьем нападают пираты на суда, перевозящие мирные грузы. Приходится в этих условиях объединять усилия военно-морских сил различных государств.

Когда есть общая угроза, безусловно, объединение усилий ради достижения конкретно поставленных целей необходимо. Даже такой пример — недавно начавшееся извержение вулкана в Исландии, когда мать-природа показала нам, насколько она еще сильна и насколько еще технический прогресс несовершенен. Борьба с техногенными катастрофами также требует объединения усилий, для которого необходимо взаимопонимание и принятие каких-то общих решений.

9 мая российские и британские ветераны арктических конвоев вместе встретят День Победы в Лондоне. Праздник по традиции состоится на британском крейсере-музее «Белфаст», стоящем на приколе на Темзе. После минуты молчания Королевский сигнальный оркестр исполнит гимны двух держав. «Белфаст» произведет салют из своих 4-дюймовых пушек. Британским ветеранам будут вручены российские медали 65-летия Великой Победы.

Михаил АРИСТОВ

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: РГРК «Голос России»
Распечатать страницу