Наркотрафик центральноазиатской зоны

25.05.10
Эксклюзив

Наркотрафик центральноазиатской зоны

Эксперты МГИМО: Боришполец Ксения Петровна, к.полит.н.

1.Наркотики, наркотрафик и мировая политика

Угрозы, связанные с распространением потребления наркотических веществ и их незаконным оборотом, заняли прочное место в системе современных угроз человеческому развитию. Разрушение биологической основы человека, криминализация социальной среды, а также претензии наркобизнеса на участие в политической власти подрывают общественную безопасность во многих регионах мира и могут рассматриваться сегодня как глобальный вызов всем членам мирового сообщества.

Примечательно, что даже многие видные эксперты пессимистически смотрят на перспективы борьбы с наркотиками как универсальным злом. Поэтому необходимо подчеркнуть, что проблема незаконного оборота наркотиков во всех формах и проявлениях является вопросом политическим. Во-первых, незаконный оборот наркотиков, и международный наркотрафик как его важная составная часть подрывают управляемость современным обществом. Они ведут к сокращению фактической сферы деятельности официальных, избранных законным путем властей; во-вторых, в обществе усиливаются конфронтационные моменты, связанные с противостоянием альтернативных и официальных властей по вопросу об обороте наркотиков. Другими словами, актуализируются многие латентные конфликты; в-третьих, дискредитируется демократия как система общественных ценностей. Получается, что демократическое общество хуже справляется с распространением наркотиков, чем жесткие авторитарные или тоталитарные режимы.

Проблема борьбы с наркотической угрозой сложная и многосоставная. Наркотрафик только ее часть, часть все же не стратегическая, а «задача-минимум». Если использовать реалии из области военного искусства, то «контроль над коммуникациями» является одним из классических приемов тактики в рамках конкретной кампании, но не стратегии.

В мире есть несколько болевых точек, связанных с наркотической угрозой и масштабным наркотрафиком. И вероятно, одной из наиболее болезненных является Афганистан, где производство наркотиков возрастает в геометрической прогрессии.

2. Вызовы борьбы с наркотрафиком в Центральной Азии

Центральноазиатская картина незаконного оборота наркотиков и наркотрафика описывается во многих профильных исследованиях[1]. Но, если переводить ее в плоскость политической логики, то необходимо обратить внимание на неопределенность представлений о Центральной Азии как едином макрорегионе или, напротив, о сумме государств. Другими словами, что будет более эффективным — планировать единую региональную стратегию, или делать упор на стратегии в масштабе отдельных стран.

Следует отметить, что ответ на этот кардинальный вопрос серьезно осложняется колебаниями подходов одной из важных внерегиональных сил, присутствующих в зоне Центральной Азии, а именно США. Проект «Большой Центральной Азии» был концептуализирован американскими экспертами впервые где-то в середине 90-х годов. После событий 11.09.2001 американская стратегия в контексте борьбы с терроризмом делала ставку на усиление разобщение центральноазиатских государств. В дальнейшем, в частности после заметной стабилизации внутренней обстановки в центральноазиатском регионе, наступившей к середине текущего десятилетия, на фоне повышения региональной роли такой организации как ШОС, американская внешнеполитическая деятельность обратилась к новым приоритетам: пространство Центральной Азии вновь концептуализируется как единый сегмент, но сегмент, подчиненный проекту миростроительства в Афганистане. Такой подход, как представляется, не создает должной основы для практической координации международных усилий в борьбе за «отключение» афганских поставок по северному маршруту. Положение выглядит особенно тревожным в силу неспособности сил международной коалиции и нынешнего афганского правительства снизить рост производства опиатов в Афганистане[2]. Сегодня доходы афганских наркобаронов оцениваются примерно в три миллиарда долларов, что, составляет от 40% до 50% официального ВВП Афганистана.

В настоящее время через страны Центральной Азии транспортируют около 30% афганских наркотиков. Остальная часть попадает на рынки развитых индустриальных стран через Иран и Пакистан. Вместе с тем, наркотрафик идет не только с юга на север, но и с севера на юг. Из Европы в страны Центральной Азии доставляются «тяжелые» синтетические психотропные вещества. В целом, считается, что в странах Центральноазиатского региона оседает около трети проходящего через их территорию наркопотока. Кроме того, продолжается производство наркотических веществ и на территории самой Центральной Азии. Увеличение количества наркосодержащих веществ в незаконном обороте приводит к возрастанию их потребления. В период с 1990 годов потребление опиатов в странах Центральной Азии возросло почти в двадцать раз, и это является прямой угрозой безопасности региона. Но одновременно наркотрафик приобретает все более заметную идеологическую окраску. Тесное переплетение его интересов с финансовыми интересами религиозного экстремизма и терроризма обусловили появление пропагандистского обоснования движения психотропных веществ в западном направлении как способа борьбы с «неверными».

Тем не менее, несмотря на растущую угрозу, форматы борьбы с наркотрафиком явно недостаточны. Крупные партии героина, скапливающиеся в Афганистане[3], приводят к снижению оптовой цены до очень низких показателей. Таким образом, эффективность борьбы с наркотрафиком из Афганистана, проходящим через территорию Центральной Азии, полностью зависит от внесения качественных изменений в стратегию, проводимую профильными структурами странового и международного уровня, в том числе ориентиров, которые сможет предложить Региональный координационный центр ООН в области контроля за незаконным оборотом наркотиков. Пока же результатом его деятельности стал доклад Управления ООН по наркотикам и преступности «Наркомания, преступность и мятежники. Транснациональная угроза афганского опиума», где дается описание современного состояния глобальной системы, обеспечивающей снабжение всего мира наркотиками, произведенными в Афганистане. Из доклада следует, что самым крупным адресатом афганского героина на Земле является Россия[4]. Отмечается также, что прибыль от производства героина в Афганистане получают как талибы, вернувшие под свой контроль значительные районы страны, но и представители официальной власти. Хотя доклад и указывает, что активное выращивание опиумного мака и производство из его сока опиума и героина является проблемой всего мира, а не только Афганистана или близлежащих стран, он не формулирует четких рекомендаций как именно бороться с посадками мака.

3. Подводные камни на пути комплексной стратегии борьбы с наркотрафиком в Центральной Азии

При всей остроте проблемы центральноазиатского наркотрафика, целесообразно внести умеренно оптимистичную ноту в оценку ситуации которую вносит, на наш взгляд, постоянное расширение борьбы с незаконным оборотом наркотиков по линии специализированных ведомств центральноазиатских государств[5], некоторые новые моменты, такие как, например, установление антинаркотического сотрудничества между Туркменией и Японией[6]. В последние три года укрепилось самое слабое региональное звено борьбы с афганским наркотрафиком — таджикское. В то же время существенно вырос транзит наркотиков через территорию Киргизии. Основные маршруты афганского наркотрафика проходят через юг страны. Почти все они ведут в Ошскую область, откуда потом через Джалал-Абадскую область наркотики переправляются на север и уже отсюда поток идет в Казахстан, а далее в Россию и страны Европы[7].

Однако, как показывает развитие ситуации, национальные программы и двустороннее сотрудничество настоятельно необходимо дополнять многосторонними усилиями.

Важный вклад в региональные усилия по борьбе с наркотрафиком в Центральной Азии вносят с начала нынешнего десятилетия ОДКБ и ШОС[8]. Тем не менее, сохраняются противоречия международного сотрудничества по противодействию афганскому наркотрафику в Центральной Азии. Существующие на сегодняшний день проблемы могут быть дифференцированы на две группы: текущие технические вопросы и вопросы политические, обусловленные, в частности, различиями национальных приоритетов центральноазиатских стран в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, остроте рисков обусловленных удаленностью от афганской границы, материальными возможностями постоянно наращивать свои профильные расходы. К политическим проблемам относится также и игнорирование реальных антинаркотических усилий регионального формата таким важным участником афганского урегулирования, каким-де-факто является НАТО. Хотя в зоне ответственности дислоцированных в Афганистане войск стран Альянса действуют сотни лабораторий, круглосуточно перерабатывающих опий в героин, американское руководство и руководство НАТО предпочитают уклоняться от сотрудничества с Россией, структурами ОДКБ или ШОС. В этой связи необходимо подчеркнуть, что транснациональный характер наркотрафика требует объединения усилий государств центральноазиатского региона и сопредельных с ним стран, развития опыта согласованности действий, как в области принятия политических решений, так и практической реализацией договоренностей.

По доле в мировом производстве наркотиков Афганистан лидирует с колоссальным отрывом от всех известных наркопроизводящих стран. В стране вырабатывается 93% опиумных препаратов, нелегально распространяемых на планете. Лишь одна провинция Гильменд производит наркотиков, больше чем вся Колумбия[9]. Надежды на то, что внезапно распространившееся в последние месяцы на территории Афганистана массовое заболевание посевов опиумного мака[10] приведет к радикальному падению его урожаев и, следовательно, естественному снижению «экспортных поставок», не должны внушать излишний оптимизм. Наркоугроза, исходящая для России, стран Центральной Азии, а реально и для других регионов мира с территории Афганистана, остается актуальной.


[1]См., в частности: Зеличенко А. История афганской наркоэкспансии 1990-х. Источник http:www//zhurnal.lib.ru/z/zelichenko_a_l/-14.08.2003; Хохлов И. Развитие наркобизнеса в условиях контртеррористической операции в Афганистане. Источник: http. V/www.gnk.gov.m/print.php&sidslSS -2006; Владов Ю. Наркотрафик из Центральной Азии и проблемы региональной безопасности. Источник: http://www.peacekeeper.ru/?mid=4640 — 2007-09-13.

[2]Сокращение опиумных посевов в Афганистане — не заслуга НАТО // URL: http://www.rosbalt.ru/2010/02/02/709031.html

[3]Подробнее см.: ФСКН: В Афганистане создан резерв в виде 12 тыс. тонн опиума // URL: http://www.rosbalt.ru/2010/03/19/721557.html — 19-03-10

[4]Подробнее см.: Мовсесян Л. Догнали и перегнали // URL: http://lenta.ru/articles/2009/10/22/drugs

[5]Самые масштабные национальные программы борьбы с наркотрафиком проводятся на современном этапе Казахстаном. См: Губайдуллин О. На перекрестке наркотрафика находится Казахстан // URL: http://www.caravan.kz/article/?pid=91&aid=3777

[6]Япония и Туркмения вместе поборются с наркоторговлей. Документ: http://www.rosbalt.ru/2009/12/16/697916.html — 2009-12-16

[7]Токмаков А. Транзит наркотиков через территорию Кыргызстана усиливается // URL: http://www.zpress.kg/news/news_only/6/11283.py — 24-09-09

[8]Критические оценки деятельности США и НАТО в сфере борьбы с производством и «экспортом» наркjтиков в Афганистане см, например: НАТО «защищает» афганский наркопром//URL: http://www.rosbalt.ru/2010/03/25/722890.html; ФСКН: США виноваты в плохой наркоситуации в РФ Документ: http://www.rosbalt.ru/2010/03/03/717346.html

[9]Ниязи А.Афганская наркоиндустрия бьет рекорды // URL: www.ferghana.ru/article.php?id=5550 —12-01-08

[10]Зубова И. Паразиты искореняют мировой наркобизнес // URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1273782600 -13-05-10

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу