Кризис толерантности

27.09.10
Эксклюзив

Кризис толерантности

Эксперты МГИМО: Лютова Светлана Николаевна, к.филол.н., доцент

Глобальный экономический кризис временно отодвинул вопросы толерантности и этнических проблем на второй план, однако сегодня они начинают приобретать особую остроту. О кризисе толерантности мы поговорили с участницей VI Конвента РАМИ, прошедшего 24—25 сентября в нашем Университете, доцентом кафедры философии МГИМО С.Н. Лютовой.

— Ваша секция была посвящена глобальному кризису и его влиянию на межкультурные коммуникации. Скажите, каким образом глобальный кризис сказался на уровне толерантности в мире?

— Я полагаю, еще преждевременно оценивать последствия глобального кризиса в области межкультурных коммуникаций, можно лишь говорить о некоторых вызовах и уроках, анализу которых и посвятили доклады мои коллеги. В своём выступлении, названном «Плавильный котёл» и кризис толерантности», я проанализировала реакцию в этнических СМИ США (прежде всего, реакцию публицистов-индейцев) на происходящие в стране процессы.

— В чем заключается эта реакция?

— В отличие от афроамериканцев, боровшихся за равноправие с белым населением, индейцы требовали особых прав в качестве компенсации за захват их исконных земель, за геноцид в XIX в. Это права широкой автономии, право вести, насколько это ещё возможно, традиционный образ жизни. В этом смысле индейцы, которых долго пытались насильственно ассимилировать, оказались едва ли не самым «тугоплавким материалом». Начиная с 1960-х годов, они повернулись лицом к «белому» миру, возобновили попытки говорить с ним и сами стали оказывать культурное влияние на движения (особенно молодежные) в Америке и Европе. Образ индейца стал многими восприниматься романтически. Последняя четверть XX века — период относительной толерантности и усиления взаимного интереса коренных американцев и людей, предки которых родились в Европе. В 2007 г., во время моей поездки в Штаты, я видела горячую поддержку со стороны индейцев программы и самой кандидатуры Обамы. Однако грянул кризис, и стало ясно, что многим надеждам, которые возлагали индейцы на Президента, не скоро суждено сбыться. Кризис ударил экономически по самым бедным слоям индейцев, усугубил и без того тяжёлую ситуацию с безработицей среди них. Что очень важно, кризис снова проявил (не на правительственном, но на бытовом уровне) те негативные стереотипы в восприятии белыми индейцев (а также наоборот), которые преобладали в американском обществе до середины XX века. Они, оказывается, сохранились.

— В последнее время теорию «плавильного котла» все чаще критикуют. Считаете ли вы, что она по-прежнему является основанием этнической политики США?

— «Котёл» заменила «салатница», что подразумевает интеграцию нацменьшинств в американское общество, а не ассимиляцию их. Практика показала, что люди далеко не всегда готовы отказаться от этнической идентичности, вливаясь в нацию. В «общем доме», где соблюдаются американские законы и исповедуются американские культурные ценности, за каждым этносом признано право на «отдельную квартиру».

— Что происходит с теми американскими иммигрантами, которые формируют национальные общины со своими традициями, языком и даже законами? Влияет ли это на их интеграцию в американское общество? Есть ли связь между уровнем толерантности американцев и этим явлением?

— Многие американцы европейского происхождения (даже в 3-м и более поколениях) хранят память о своих корнях и любят о них рассказывать. Это совершенно не мешает им чувствовать себя американцами и патриотами, даже участвуя в жизни национальных культурных центров, изучая язык предков. И «коренные американцы» (индейцы, алеуты и эскимосы), которые добились значительной политической автономии и предъявляют юридические претензии к правительству США от имени «наций», не перестают считать себя гражданами США. Исключение составляют разве что участники радикальных движений типа ДАИ, требовавшие в разное время государственного отделения резерваций ирокезов или лакота-сиу от Соединённых Штатов, да и то эти акции, скорее, можно назвать политическим и PR ходом в борьбе за свои права. Тревогу у американцев вызывает, прежде всего, возрастающее количество иммигрантов из Латинской Америки, жизнь которых оказывается замкнута внутри социально неблагополучных этнических общин, которые не чувствуют необходимости учить английский язык, не отдают своих детей в школу. Американские социологи прогнозируют, что к 2050 году «небелое» население США составит более 50%, поэтому вопросы воспитания толерантности и межкультурного образования сегодня — это, скорее, вопрос будущего благополучия белого населения, нежели «цветного».

— Являются ли протесты против строительства мечети и исламского культурного центра недалеко от точки Ground Zero, где до 11.09.2001 стояли башни Всемирного торгового центра, показателем низкого уровня толерантности американского общества (по отношению к мусульманам)? Или дело в другом?

— Сам замысел такого строительства, если оно символизирует стремление человека к Богу как к доброму началу и отвращение к убийственному экстремизму, — признак величия духа. Проблема в том, что далеко не каждый готов подобный символ понять правильно, — и среди американцев, и среди представителей исламского мира.

— Какие проблемы в связи с вопросом толерантности стоят перед Россией? Изменилась ли ситуация по сравнению с 2003 годом, когда Жириновский и блок «Родина» открыто провозглашали националистические лозунги? Угрожает ли России сегодня национализм?

— От маргинальных явлений не застраховано ни одно государство, особенно в кризисные периоды, но я не думаю, чтобы России угрожала опасность. Народ её веками был многонационален и, формируясь, выработал механизмы как успешной ассимиляции различных этносов в мейнстрим, так и их мирного сосуществования. Что же касается собственно русской культуры, то она относится к высокоадаптивным и «переваривает» все влияния, нисколько не утрачивая самобытность. Известны психологические методы работы по установлению культурного взаимопонимания между местным населением и мигрантами, по формированию навыков общежития. В Москве, например, для этого существуют специальные центры, расширение работы которых, на мой взгляд, позволило бы предотвратить значительную часть конфликтов на межнациональной почве.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу