Присуждение мест в госконкурсе — как в спорте

08.10.10

Присуждение мест в госконкурсе — как в спорте

Эксперты МГИМО: Подберезкин Алексей Иванович, д.ист.н.

Интервью с Алексеем Ивановичем Подберезкиным, проректором по научной работе.

Алексей Иванович, расскажите, пожалуйста, почему для МГИМО важно принимать участие в государственных конкурсах?

Участие Университета в государственных тендерах, как одно из важнейших направлений научной деятельности, — это своего рода индикатор, который помогает определить общий вектор дальнейшего развития вуза. Дело в том, что сегодня статус «университет» приравнивает высшие учебные заведения совершенно разного уровня: это и вуз советского образца, где вся наука ограничивается курсом, прочитанным студентам; и инновационный исследовательский университет, создающий реальные условия для интеграции образования и науки. Формально между ними нет никаких отличий, в действительности же разница колоссальная. Исследовательский университет обладает совершенно новыми качествами. Международные объективные критерии оценивания качества высшего образования — такие, как индекс цитируемости вуза, уровень развития полиграфической базы и интернет-технологий, — к вузу «советского склада» уже неприменимы. Мне не стыдно сказать, что мы по целому ряду направлений стали лучшими. Международной комиссией, куда вошли представители 52-х стран, Издательству МГИМО было присуждено звание лучшего университетского издательства России и СНГ. Лучший научный университетский журнал в России и СНГ — «Вестник МГИМО». Наш интернет-портал наряду с сайтами МГУ и ГУ-ВШЭ входит в число лидирующих университетских информационных ресурсов. Вот почему для МГИМО мало оставаться рядовым вузом. Нам необходимо получить статус национального исследовательского университета — и чем скорее это произойдет, тем лучше для нас.

Каковы, на Ваш взгляд, причины того, что МГИМО не получил статуса национального исследовательского университета на данном этапе?

Я не вижу в этом ни одной объективной причины. По оценкам всех экспертов конкурса у МГИМО самый высший балл. Во-первых, мы сумели оформить качественную заявку, которая впоследствии была признана лучшей членами экспертной комиссии, в том числе, и министром образования России. После отборочного этапа соревнования мы успешно вышли в четвертьфинал, в полуфинал и дошли до финала, тоже всех опередив. Потом последовало присуждение мест — все, как в спорте. Так бывает в боксе — когда по сумме очков лидируешь ты, а победу присуждают кому-то другому. С нами произошло то же самое. Мы выиграли по очкам, вошли в число финалистов с третьим рейтингом. Однако победителями по неопределенным причинам были признаны участники, которые намного от нас отставали.

Что, по Вашему мнению, могло послужить мотивацией такого решения членов экспертной комиссии?

Мотивация могла оказаться самой разнообразной. Здесь могло сыграть роль еще и предубеждение о том, что МГИМО имеет достаточное финансирование и в выделении дополнительных средств не нуждается. Но это не так. Дело в том, что статья расходов на исследовательские работы в Университете максимально сужена, а в целом на науку, исследования и полиграфию выделяется всего 2–2,5% от общегодового бюджета Университета. Это соизмеримо с затратами, которые Университет делает, скажем, на содержание штата уборщиков. Возможность развиваться самостоятельно у нас появляется, в основном, за счет внебюджетных средств, привлекаемых лично Ректором в Фонд развития МГИМО, и грантов, заработанных участием в госконкурсах. Средства, которые мы могли получить вместе со статусом исследовательского университета — а это почти два миллиарда рублей, открыли бы перед МГИМО совершенно новые возможности в развитии науки.

Почему появилась необходимость создать в рамках Университета отдельную структуру, которая занимается выполнением государственных заказов?

Сам по себе процесс подачи заявки на участие в конкурсе и выполнении госзаказов — очень формализованный и трудоемкий. Чтобы качественно написать заявку, соблюсти все условия, отследить процесс ее конкурсного отбора и, наконец, грамотно отчитаться по итогам конкурса, мало быть просто компетентным ученым. Специально для решения всех этих задач и было создано Управление инновационного развития. Его сотрудники призваны сконцентрироваться не столько на содержательной, сколько формальной, технической стороне участия в конкурсах. И я могу сказать, что эту задачу нам удалось решить достойно. Если до создания Управления немногочисленные попытки участия в том или ином конкурсе вызывали у нас немало организационных затруднений, каждый раз превращаясь в целое событие, то сейчас это рядовая, банальная практика нашей работы.

Можно ли в целом участие МГИМО в государственных конкурсах назвать успешным?

Да, сегодня мы весьма успешно участвуем в десятках различных конкурсов. Это важно еще и потому, что так мы получаем возможность привлечения реальных ресурсов, которые идут на развитие Университета. За первое полугодие 2010 года нам удалось привлечь в бюджет Университета более 20 миллионов рублей — это те средства, которые реально могут помочь развитию нашей научно-исследовательской базы. Что касается новых задач, то это, безусловно, концентрация наших исследовательских усилий на разработке прикладных научных программ. В этом году мы смогли увеличить число получателей нашей научной продукции. И это уже не только МИД, это и Администрация Президента, и Правительство, Совет Федерации, Госдума, многие госкорпорации. Список адресатов, резко выросший за год, вместе с количеством и качеством нашей аналитической продукции мы будем расширять и в дальнейшем.

Алексей Иванович, большое Вам спасибо за ответы!

Публикация подготовлена к размещению в интернете Оксаной ЗАДВОРНОВОЙ

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: «Международник»
Распечатать страницу