Госзаказы: зачем они МГИМО?

11.10.10

Госзаказы: зачем они МГИМО?

Эксперты МГИМО: Шахов Андрей Львович

Как известно, в 2007–2008 годах МГИМО выполнил инновационную образовательную программу, объем финансирования которой был сопоставим с годовым бюджетом вуза. По ее завершении, когда встал вопрос о развитии инновационной деятельности, мы проанализировали ситуацию на рынке государственных заказов в сегменте проектов международной тематики (не считая инновационных программ). Статистика свидетельствовала о явном доминировании Высшей школы экономики. Вышка за пару лет выиграла на этом поле 172 млн. руб., (а всего — более 1 млрд. руб.), МГИМО — 13,6 млн. руб. Причина была не в том, что МГИМО проигрывал, а в том, что МГИМО не участвовал в бюджетных конкурсах. Напротив, в ГУ-ВШЭ данная работа была поставлена на поток.

В 2009 году из концентрированного остатка дирекции инновационной программы было сформировано Управление инновационного развития. Для активизации работы по фандрайзингу был разработан бизнес-план.

Предполагалось выстроить систему, которая решала бы задачи не только по изысканию дополнительных источников финансирования, но и по расширению спектра проводимых НИР, укреплению научных связей, активной игре МГИМО на рынке научно-образовательных услуг и, наконец, постепенному выходу на коммерциализацию результатов разработок.

Последняя задача для гуманитарного вуза чрезвычайно сложна, особенно в отсутствие практики (и, прямо скажем, нормативного регулирования) регистрации интеллектуальной собственности в гуманитарной сфере. К тому же всеми ожидаемый закон о создании малых инновационных предприятий при вузах оказался обставлен такими ограничениями, что создать МИП в гуманитарном учреждении оказалось трудноразрешимой проблемой.

Стакан наполовину полон

Концепция конкурсной деятельности включала в себя ряд неотложных мероприятий.

Во-первых, был организован ежедневный мониторинг объявляемых конкурсов, для чего была создана база данных грантодающих организаций и интересующихся гуманитарной наукой государственных заказчиков.

Во-вторых, на портале МГИМО был создан блок «Инновационное развитие», в котором не только размещались объявления, но и анализировались результаты конкурсов и ход выполнения проектов. К новому учебному году эта тема материализовалась в самостоятельный раздел портала «Гранты и конкурсы».

В-третьих, была закреплена новая практика расходования целевых средств, поддержанная ректором. 80–85% бюджетов проектов предоставляется научным коллективам для распределения по реальному вкладу. Остальное полагается университету, причем существенная часть накладных расходов идет на оплату труда административного персонала, задействованного в обеспечении работ. Эта достаточно скромная мотивация ИТ-инженеров, бухгалтеров, юристов, HR-специалистов практически исключила известные бюрократические издержки.

В-четвертых, значительная часть конкурсной работы стала вестись централизованно и системно. Время «кулуарных» проектов (кто то, где то, что-то зацепил и тихо, чтоб никто не узнал, делит) уходит в прошлое. В условиях жесткой конкурентной среды необходимо профессиональное обеспечение проекта на всех его этапах — от заявки до отчета. УИР, сознавая, что такой переход не может быть одномоментным, не настаивал на каких-либо административных решениях на этот счет. Год показал, что достичь эффекта можно и без административного давления. Широкий пиар проектов и хода их реализации, успешное взаимодействие самых разных структур, поддержка исполнителей любого уровня оказались действенными и для них самих, и для университета.

Наконец, в-пятых, научные коллективы научились работать в конкурентной среде и жестком проектном (временном, кадровом, финансовом, содержательном) режиме. Полмесяца — на подготовку заявки, месяц-два — на выполнение работы. Государственный заказ, как правило, обусловлен массой не связанных с творческим процессом процедур, которые требуют высокой самоорганизации коллектива.

Системные эффекты

Тем не менее, как мне представляется, наиболее интересных достижений прошедшего года было два.

Первое. Удалось посеять в коллективе университета зерно активности. Мы начинали с того, что находили интересный проект, и под него искали группу исполнителей. Это, конечно, имеет место и сейчас, но в последние полгода уже к нам идут с идеями участия в проектах. Более того, похоже, многие уже не только используют нашу информацию о конкурсах, т. е. знают, где искать, но и знают, как искать, приходят со своими идеями.

Второе. В проекты пошла молодежь. Приведу один пример. В трехлетней НИР «Динамика мирового политического развития и проблемы глобальной конкурентоспособности России» задействовано 60% молодых специалистов, аспирантов и студентов, всего более 30 человек. Участие молодежи мы не ограничиваем только крупными НИР. Мы регулярно публикуем на портале анонсы небольших, но достаточно престижных конкурсов на соискание грантов, премий, дипломов, стажировок по самым различным гуманитарным направлениям для молодых преподавателей, аспирантов и студентов, помогаем собрать и оформить сопроводительную документацию.

Спустя полтора года можно говорить о том, что уникальный спектр деятельности МГИМО-Университета нашел свое отражение в инновационных проектах. Тематика НИР охватывает международные отношения, международную безопасность, политологию, экономику, международное право, информационные технологии, регионоведение, финансы, энергетическую политику, библиотечную деятельность.

В исследованиях задействовано 18 подразделений, более 120 участников — сотрудников, аспирантов, студентов. Под проекты создано 2 научно-образовательных центра: проблем глобального политического развития и экономики и менеджмента. Это структуры, объединяющие кафедры и научные подразделения. Фактически, НОЦ — это проектные группы «под ключ», в любой момент готовые выполнить научно-исследовательскую работу по своему профилю.

Среди наших ближайших задач более активное внедрение выполненных научных разработок в учебный процесс. Это первый шаг к коммерциализации научных результатов, о котором я говорил в начале. В пример, опять же, могу привести упомянутый выше проект, выполняемый политологами. Там, наряду с исследованиями, разрабатываются и новая аспирантская программа, и методические материалы для дистанционного курса, и учебно-методические комплексы.

Публикация подготовлена к размещению в интернете Оксаной Задворновой

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: «Международник»
Распечатать страницу