Далай-ламой может стать девочка

27.10.10

Далай-ламой может стать девочка

Эксперты МГИМО: Лузянин Сергей Геннадьевич, д.ист.н., профессор

Тибетский духовный лидер заявил о возможности реинкарнации Будды в женском обличье

Выступая в Торонто, тибетский духовный лидер Далай-лама 14-й удивил публику заявлением о том, что его преемником может стать… девочка. Что это — дань модному на Западе феминизму, требующему равного представительства мужчин и женщин на ключевых должностях в бизнесе и политике? Почему же тогда высшие духовные сферы должны оставаться в стороне? — полушутя и в русле современных веяний размышляет Далай-лама.

А может, речь Далай-ламы — это просто способ привлечь к себе внимание помощью шокирующих высказываний? «Голос России» попросил заместителя директора Института Дальнего Востока РАН Сергей Лузянина прокомментировать сенсационное выступление Далай-ламы.

«Будет ли 15-й Далай-лама представительницей прекрасного пола, мы не знаем, — отметил Сергей Лузянин. — Но нынешний Далай-лама считает, что реинкарнация в виде девочки будет более полезной».

Во-первых, по словам буддистского лидера, биологически девочки более восприимчивы к чужой боли. «А во-вторых, — заметил Далай-лама уже под общий смех, — они окажутся симпатичнее меня!». Как считает профессор Лузянин, все это только на первый взгляд выглядит импровизацией, легкой шуткой. О возможности реинкарнации Будды в женском обличье Далай-лама 14-й говорил и раньше.

«Совершенно очевидно, что фигура далай-ламы 14-го становится все боле политизированной, и по его собственному желанию, и в силу исторических обстоятельств. Уже не одно десятилетие развиваются сложные конфликтные отношения между ставкой Далай-ламы в индийском местечке Дхармасала и Лхасой — столицей Тибетского автономного района КНР — с одной стороны, и столицей КНР Пекином, с другой стороны. Поэтому, совершая зарубежные поездки, Далай-лама выступает, прежде всего, как политик, а потом уже как теократический лидер. Речь в Торонто связана с очень сложной проблемой его личного будущего, и в целом — будущего института Далай-лам», — подчеркнул профессор Лузянин.

«Возможно, Далай-лама 14-й дает понять, что вековой канон, согласно которому до сих пор реинкарнации Будд искали только среди мальчиков, безнадежно устарел», — считает профессор Сергей Лузянин. Ведь Далай-лама почти прямым текстом говорит своим поклонникам: будучи религиозным лидером, он вправе самостоятельно трактовать порядок реинкарнации. Шутки Далай-ламы, в том числе его высказывания в Торонто о том, что он готов бы «уйти на пенсию», но все-таки, согласно канонам, должен выполнять свои функции, также подчеркивают особую роль тибетского религиозного лидера.

«Думаю, что это делается в пику Пекину. Это попытка запутать и усложнить вопрос процедурно. А во-вторых, Далай-лама опасается в связи с тем, что в Пекине изобрели схему реинкарнации, которая не очень противоречит классической традиции. Но имеет важное отличие — предполагает воспитание будущего Далай-ламы не за пределами Китая.

В канадской речи я вижу продолжающийся конфликт Далай-ламы с Пекином, — сказал заместитель директора ИДВ РАН Сергей Лузянин. — Ведь согласно официальному документу, принятому Государственным управлением по делам религий КНР еще в 2007 году, реинкарнация живых Будд должна проходить без вмешательства или контроля со стороны каких бы то ни было зарубежных организаций или частных лиц. Далай-лама, находящийся многие годы в эмиграции, от своей верховной роли отказываться, судя по всему, не намерен».

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: РГРК «Голос России»
Распечатать страницу