Эликсир политического долголетия Нурсултана Назарбаева

27.10.10

Эликсир политического долголетия Нурсултана Назарбаева

Эксперты МГИМО: Гусев Леонид Юрьевич, к.ист.н.

Феномен Нурсултана Назарбаева — сильной и эффективной президентской власти в Центральной Азии — позволил сохранить региональную стабильность и запустить интеграционные процессы в Евразии.

На прошлой неделе президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отказался от предложения закрепить в Конституции статус «Лидер нации». По его словам, принятый ранее парламентом закон о статусе «Лидера нации» не будет иметь никакого значения, если сам народ перестанет считать политика таковым. Кроме того, Назарбаев отклонил и предложение продлить его президентские полномочия до 2030 года. Глава государства, недавно переступивший семидесятилетний рубеж, со свойственным ему чувством юмора предложил инициаторам поправок в Конституции прежде создать эликсир молодости и долголетия.

Назарбаев — безусловно, лидер, не нуждающийся в «бумажном» закреплении своего статуса. И экономическое положение Казахстана, по своему ВВП превосходящего все остальные страны Центральной Азии, и уровень жизни населения страны, и отсутствие межнациональных и межконфессиональных конфликтов, — все это подтверждает, что страна избрала лидером эффективного управленца.

Новейшая история показывает, что для так называемых «транзитных» государств, переходящих из социалистического прошлого к многопартийной демократии, модель сильной президентской власти является наиболее эффективным, хотя и небесспорным вариантом. Именно она позволяет на переходный период обеспечить стабильность общества, а часто и сохранить страну как таковую.

На заре суверенизации, когда было модно упиваться суверенитетом, Нурсултан Назарбаев одним из первых на постсоветском пространстве забеспокоился о рвущихся хозяйственно-торговых связях, о барьерах, разделяющих семьи и друзей в новом геополитическом пространстве. И в этом смысле Казахстану, безусловно, повезло с руководителем, который, опираясь на политическую элиту страны, сумел добиться проведения сбалансированной политики как внутри страны, так и на международной арене.

В результате президент Назарбаев пользуется безусловным авторитетом и на Западе, и на Востоке. В этом году Казахстан первым из постсоветских стран председательствует в одной из наиболее авторитетных панъевропейских организаций — ОБСЕ, а в следующем году возглавит самую влиятельную мусульманскую организацию — ОИК. Более того, по инициативе Назарбаева в декабре этого года после 11-летнего перерыва состоится саммит ОБСЕ в Астане, который, как предполагается, должен дать старт «перезагрузке» организации.

Что касается вопросов модернизации политической системы страны, то Казахстаном принято решение о постепенной имплементации опыта институционально-правовых реформ Евросоюза — в рамках реализации государственной программы «Путь в Европу». Учитывая прагматичность казахстанского лидера, Казахстан, очевидно, пойдет в Европу не самым коротким путем. Но и не растеряет то важное, чего уже удалось добиться, например, благодаря осуществлению общественно значимого проекта «10 шагов навстречу простому человеку».

К сожалению, на постсоветском пространстве масса других примеров, когда попытка получить «все и сразу» приводила к олигархическому произволу, обнищанию населения, революциям и столкновениям. Пример тому — соседняя Киргизия, где произошло насильственное свержение уже второго президента, а новый парламент не в силах провести ни одного сколько-нибудь значимого закона. Более благополучный пример — Украина, здесь была только одна «цветная революция». Но, как признаются эксперты, почти 10 лет страна потеряла в пересудах и выяснении отношений. Итог — Киев остался на обочине евроазиатских процессов, так и не приблизился ни к Евросоюзу, ни к Союзу Евразийскому, главными локомотивами которого выступают Москва и Астана.

Все годы нахождения у власти Нурсултан Назарбаев поднимает важные и актуальные проблемы, затрагивающие как постсоветское пространство, так и евразийский континент в целом. Очень важную роль — инициатора и вдохновителя — сыграл Назарбаев в образовании Таможенного союза между тремя государствами — Россией, Казахстаном и Белоруссией.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: «Трибуна»
Распечатать страницу