Модернизация дипломатической службы Италии

10.11.10
Эксклюзив

Модернизация дипломатической службы Италии

Эксперты МГИМО: Зонова Татьяна Владимировна, д.полит.н., профессор

В последнее время вследствие глобализационных и интеграционных процессов в системе дипломатических институтов происходят динамичные изменения, причем вопросы двусторонних отношений переносятся на уровень функциональных департаментов, которые сосредотачиваются на той или иной проблеме. В частности, страны-члены ЕС модифицируют организационную структуру министерств иностранных дел и своих зарубежных представительств. На этот путь уже встали Франция, Германия, Великобритания и Испания.

Например, в компетенцию департамента Европейского союза парижского Кэ д’Орсэ с некоторых пор входят вопросы двусторонних отношений со странами-членами ЕС, тогда как генеральный департамент по политическим делам и безопасности занят остальными территориальными направлениями. В Берлине двусторонние отношения со странами ЕС отныне курирует департамент европейской интеграции, отношения с другими странами являются компетенцией двух общеполитических департаментов. В лондонском Форин офис из шести департаментов три охватывают как проблемные, так и все территориальные вопросы. Территориальные и функциональные направления в дипломатическом ведомстве Испании объединены в рамках государственных секретариатов.

В Италии тоже пришли к выводу, что реформа министерства иностранных дел — Фарнезины, осуществленная в 2000 г., уже преодолена временем. Прежняя организация по территориальному принципу теперь считается слишком узким секторальным подходом, противоречащим современному международному контексту. После упразднения пяти территориальных департаментов достижением поставленных целей будут заниматься восемь функциональных. Функциональный принцип совпадает с приоритетными направлениями итальянской внешней политики.

Ведущим департаментом будет генеральный департамент политических дел и безопасности. Глава этого департамента наделяется основными полномочиями в решении всех политико-стратегических вопросов и вопросов национальной безопасности Италии. Департамент Европейского Союза, курирующий направление, стратегическая значимость которого постоянно возрастает, формируется путем слияния двух прежних (департамента европейских стран и департамента европейской интеграции). В то же время проблемы безопасности на европейском уровне будут курироваться не этим департаментом, а департаментом политических дел и безопасности.

Предполагается, что создание департамента Европейского Союза позволит, помимо прочего, усовершенствовать координацию с новыми дипломатическими структурами Европейского Союза, прежде всего — с предусмотренной Лиссабонским договором Европейской службой внешних действий. В частности, при проведении предусмотренного законом конкурса на занятие дипломатических должностей, придется предусмотреть средства на подготовку дипломатов, которых Италия будет рекомендовать для работы в структурах этой Службы.

Создается также генеральный департамент мондиализации и глобальных проблем. Еще два генеральных департамента будут заниматься вопросами итальянцев за рубежом и миграционной политикой (для Италии это традиционно очень важно), а также проблемами сотрудничества ради развития. Генеральный департамент по вопросам ресурсов и инноваций займется управлением финансовых и человеческих ресурсов, а генеральный департамент по информатике и коммуникациям — проблемой использования новых технологий и инвестиций, а также валоризацией недвижимости за рубежом и потребностями центрального аппарата.

Разработчики новой реформы, деятельность которых координирует генеральный секретарь министерства Джампьеро Массоло, делают упор на конкурентоспособность дипломатической службы в условиях возрастающей конкуренции на внешней арене. Реформируемое министерство призвано эффективно координировать сеть широкого присутствия Италии за рубежом и все большую активность там итальянцев, которые зачастую действуют каждый на свой страх и риск. Например, наряду с министерством внешней торговли коммерческими связями занимается Национальный институт внешней торговли (ICE), Агентство по кредитованию экспорта (SACE), 145 представительств областных и местных властей. Сеть самой внешнеполитической службы Италии сегодня состоит из более 300 посольств, консульств, институтов культуры, местных агентств по сотрудничеству.

Координацию деятельности внешнеполитических акторов предполагается поручить новому генеральному департаменту по продвижению того, что в политической лексике получило название sistema paese (страно-система). «Страно-система» — это совокупность всех институтов страны — производственных, бюрократических, экономических, научных, технологических, культурных, призванных сотрудничать в сфере международной деятельности. Как известно, конкурентоспособность разрозненных акторов, как правило, невысока. Взаимодействие и сотрудничество между ними, по замыслу реформаторов, позволит гибко и своевременно реагировать на конъюнктуру мирового рынка, максимально подчеркивая привлекательность бренда «made in Italy» и того, что составляет итальянскую «мягкую силу». Департаменту по продвижению «страно-системы» предстоит выработать «общее стратегическое видение» этой деятельности.

Изменения коснутся сокращения и реорганизации сети консульских учреждений за рубежом. В ходе прошлой реформы их количество уже было сокращено с 116 до 96. Теперь же число консульств не сможет превышать 85. Этим, в частности, очень обеспокоена итальянская диаспора за рубежом, одна из самых многочисленных в мире и насчитывающая около пяти миллионов человек. Сторонники реформы, однако, утверждают, что консульское обслуживание сохранится на прежнем уровне, благодаря внедрению интернета и так называемых «цифровых консульств».

Реформа предполагает установить постоянные и структурированные отношения с министерством экономики и развития. Уже прозвучали предложения выработать подобный механизм диалога с президиумом совета министров, который в последнее время оказывает все большее влияние на внешнеполитический курс страны, а также с министерством финансов и министерством обороны.

Знаком модернизации становится также развитие «дипломатического федерализма», который отражает возрастание активности областей Италии на международной арене. Речь идет, прежде всего, о таких сферах деятельности, как туризм, торговля и экономика. Свидетельством внимания к этим процессам стал протокол о намерениях, подписанный министром Фраттини и президентом области Венето. При этом Фраттини подчеркнул, что министерство сделает все возможное и необходимое, чтобы «система Венето» была подключена к трансконтинентальной дипломатической «страно-системе» Италии, что даст области дополнительные инвестиции и будет способствовать развитию туризма. Отныне специально откомандированный в Венето дипломат наделяется полномочиями дипломатического советника президента области.

Важнейшим шагом на пути реформы явятся новые расширенные полномочия глав представительств за рубежом в области формирования собственного бюджета. Прежде всего, имеется в виду, что посол станет играть роль менеджера, овладевшего искусством предпринимательства и способного все более независимо и максимально гибко распоряжаться финансовыми средствами посольства. Посол займется также поиском доноров и спонсоров. В этой связи он будет наделен правом заключать с ними контракты ad hoc. Новая модель управления позволит послу определять приоритеты представительства в том, что касается расходования средств, а также самостоятельно решать вопросы в ходе чрезвычайных обстоятельств. Таким образом, реформа позволит посольствам и консульствам Италии обрести более независимый и эффективный характер, расширить в стране пребывания связи с центральными и местными властями, бизнесом и университетами.

В целом речь идет о более разумном использовании ресурсов, сэкономленных благодаря реструктуризации центрального аппарата, рационализации сети зарубежных представительств и коммерческого использования недвижимости, часть который можно будет продать, предварительно изучив рыночную конъюнктуру. Министерство иностранных дел наделяется правом реинвестировать полученные средства непосредственно в «систему МИД», причем совершившее сделку зарубежное представительство получит определенный бонус от вырученной суммы.

В общем и целом политика экономии ресурсов проходит под знаком защиты окружающей среды и в основном сводится к рациональному использованию бумаги, дифференцированному сбору отходов и мусора, рачительной организации мероприятий и устройства быта сотрудников с учетом минимизации ущерба окружающей среде, в частности, путем использования автомобилей с экономичным потреблением бензина, реализации апробированного в итальянском представительстве в Бразилии образцового проекта «зеленое посольство», в котором энергетические потребности удовлетворяются за счет солнечных батарей и т. д.

В адрес реформы высказываются и критические замечания. Многие обозреватели, например, предрекают сложности в деле продвижения «страно-системы» в условиях постоянного сокращения бюджетного финансирования дипломатической службы. Так, с 2008 по 2010 год государственное финансирование дипломатической службы снизилось с 0, 35% госбюджета до 0, 25% государственного бюджета. Фактически произошел откат к показателям 1997–1998 годов. Уже сегодня профсоюз дипломатических работников проводит забастовки с требованием увеличить бюджетное финансирование. Протест вызывает и система продвижения по службе, когда дипломата переводят на более высокую должность без повышения заработной платы в течение, по крайней мере, двух лет. Профсоюз требует также отменить обязательный выход на пенсию при достижении шестидесяти пяти лет.

Критически рассматривают и предоставленную послам возможность получать средства от различных спонсоров. Дело в том, что Фарнезина во избежание злоупотреблений обставила получение спонсорской помощи определенными условиями и разработала весьма жесткие правила в отношении этого канала финансирования. Немало критиков задают вопрос, сможет ли посол справиться с задачей одновременного поиска спонсоров и соблюдения жестких ограничений, налагаемых на эту процедуру. Существуют также опасения, что деятельность по распространению итальянской культуры и итальянского языка за рубежом, которую в прежней структуре министерства курировал генеральный департамент по культурной политике, в рамках нового генерального департамента продвижения «страно-системы» займет подчиненное положение по сравнению с направлениями, занятыми организацией коммерческих ярмарок и экспортом вооружений.

В соответствии с декретом президента Италии, подписанным в июле 2010 г., старт реформе будет дан весной 2011 г. Выступая в парламентской комиссии по международной политике, министр иностранных дел Италии Франко Фраттини счел необходимым еще раз подчеркнуть, что на новые вызовы внешнеполитическое ведомство должно ответить инновациями, при этом трансформация его структуры призвана носить эффективный и гибкий характер, исключить дублирование и нерациональное расходование бюджетных средств.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу