Таможенному союзу — быть

24.11.10
Эксклюзив

Таможенному союзу — быть

Эксперты МГИМО: Чернявский Станислав Иванович, д.ист.н.

При всем скептицизме, который сформировался в последнее время у экспертного сообщества в отношении перспектив постсоветской интеграции, результаты Межгоссовета ЕврАзЭС — Высшего органа Таможенного союза (ТС), состоявшегося в Санкт-Петербурге 19 ноября, вселяют надежду.

По итогам заседания подписаны пять документов, определяющих работу Таможенного союза, в том числе — соглашение о Секретариате комиссии ТС — высшем наднациональном органе управления с реальными полномочиями, статус которого в процессе формирования Единого экономического пространства будет расти. Подписано также соглашение об антидемпинговых и компенсационных мерах, в рамках которого будет создан наднациональный орган в сфере контроля за внешней торговлей. К антидемпинговому пакету прилагается протокол о порядке предоставления контролерам ТС конфиденциальной информации для проведения расследований. Союзный контрольный орган будет принимать решения о вводе защитных внешнеторговых мер в отношении третьих стран — партнеров ТС. Обмен данными будет проводиться в рамках интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли ТС. Подписана и Концепция создания системы информационного сотрудничества.

Таким образом, сделан важный шаг вперед по пути правового оформления деклараций, принятых ранее на высшем уровне, заложена нормотворческая база повседневной деятельности Таможенного союза, определены контрольные функции ответственных за реализацию согласованных решений органов.

Не менее значимым для будущей консолидации экономического сотрудничества призван стать подписанный в Санкт-Петербурге «план действий» по формированию ЕЭП. В результате длительных дискуссий стороны достигли консенсуса по 4 из 20 ключевых договоров. Первый — о согласованной макроэкономической политике. Документ, вступление которого в силу запланировано на июль 2011 г., определяет количественные критерии устойчивости национальных экономик: годовой дефицит бюджета государства — участника ЕЭП не должен превышать 3% валового внутреннего продукта, максимальный уровень госдолга — 50% ВВП, а инфляция не должна больше чем на 5% опережать темпы роста цен в государствах ЕЭП с наименьшими показателями.

Соглашение о единых принципах технического регулирования и применения санитарных норм тоже не вызывает разногласий. Два других согласованных положения ЕЭП касаются трудовой миграции — соглашение о противодействии нелегальной миграции из третьих стран и договор о правовом статусе мигрантов.

Обсуждались и принципиальные для ЕЭП соглашения о единых принципах регулирования естественных монополий, госзакупках, промышленных субсидиях и доступе к услугам естественных монополий в сферах электроэнергетики и железнодорожного транспорта. Однако вопрос об их согласовании остается открытым.

Санкт-петербургская встреча подтвердила правильность выбранного Россией курса на жесткое обеспечение полного соответствия сотрудничества в СНГ и двусторонних отношений с государствами-участниками задачам национальной безопасности страны. В многостороннем сотрудничестве на нынешней стадии оптимальной остается разноскоростная и разноуровневая интеграция, которую необходимо рассматривать не как самоцель, а как одну из составляющих в реализации стратегических интересов России в политической, экономической, военной и других областях.

Вместе с тем, важно сочетать активную работу в объединениях, участником которых является Россия, с широким по возможности подключением и к другим формам взаимодействия на постсоветском пространстве. В условиях ограниченности финансовых и экономических возможностей целесообразно сосредоточить воздействие России на те ключевые секторы и отрасли экономики государств-участников СНГ, российское присутствие в которых позволит сохранить их экономическую привязку к России.

Развитие взаимодействия России со странами СНГ по всем направлениям должно стать цементирующим элементом многоуровневой конструкции СНГ. Обеспечение общих интересов через углубление сотрудничества с государствами-участниками на двусторонней основе будет стимулировать интеграцию в широком формате, что отвечает стратегической линии России в СНГ.

Отдавая должное важности экономической проблематики сотрудничества, нацеленной на превращение России в лидера модернизации и инноваций на постсоветском пространстве, нельзя забывать о том, что сохранение позиций в собственном историческом ареале (каковым для России является пространство бывшего СССР) требует полноценного лидерства. А лидерство равнозначно способности служить эталоном развития для типологически близких стран во всех сферах, включая гуманитарную и социальную. Необходимы активные инвестиции в подготовку кадров для русскоязычных школ в странах СНГ и другие программы по распространению языка, а также целенаправленная демографическая политика и отлаженный механизм найма рабочей силы. Эти шаги на государственном уровне будут способствовать фактическому расширению русскоязычного пространства. Превращение России в лидера модернизации и инноваций вернет русскому языку высокую популярность, во владении русским многие молодые люди в странах СНГ увидят конкурентное преимущество в образовании и социальной карьере.

Разумеется, первоочередным и важнейшим условием сохранения влияния России как на страны Содружества, так и в целом на мировое сообщество является образцовое решение проблем собственного развития.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу