К саммиту ОБСЕ в Казахстане

30.11.10
Эксклюзив

К саммиту ОБСЕ в Казахстане

Эксперты МГИМО: Чернявский Станислав Иванович, д.ист.н.

В ходе своего председательства в ОБСЕ Казахстан строго придерживался основополагающих принципов и ценностей ОБСЕ, а также стратегического видения и актуальных приоритетов, заявленных им 14 января 2010 г. В качестве «политического менеджера» ОБСЕ, Казахстан неизменно исходил из принципа учета мнений и интересов всех участников Организации, обеспечения баланса трех измерений ОБСЕ. При этом стратегия казахстанского председательства изначально предполагала формирование условий для восстановления согласия и доверия между странами-участницами.

Полагаем, что Казахстану как Действующему председателю, удалось в полной мере оправдать кредит доверия, выданный государствами-участниками Организации, придать новый импульс деятельности ОБСЕ, добиться более сбалансированного распределения проблем безопасности между всеми тремя корзинами — политической, экономической и гуманитарной.

Активизировалось внутреннее реформирование Организации, она стала более эффективной, упростились механизмы согласования наиболее сложных вопросов. За время председательства Казахстана заметно снизилось количество внутренних трений, в частности, сократились претензии к деятельности БДИПЧ ОБСЕ, которая всегда вызывала множество разногласий.

Было бы наивно полагать, что за короткое время председательства в ОБСЕ Астане удастся решить все болезненные проблемы, накопленные за 35 лет существования этой Организации. Многое нуждается в пересмотре, в модернизации, приведении в соответствие с реалиями современного мирового развития.

Вместе с тем, значительная часть поставленных в казахстанской программе задач реализована, что дает основание утверждать о некотором потеплении отношений как внутри самой Организации, так и снижении критического фона вокруг ее деятельности.

Большим личным успехом президента Н.Назарбаева является согласие глав государств-членов с необходимостью проведения 1—2 декабря Саммита ОБСЕ для «перезагрузки» организации. Напомним, что встречи подобного уровня не созывались уже 11 лет, хотя ранее проходили с периодичностью в два-три года. Это — очевидная победа казахстанской дипломатии и всех здравомыслящих политиков на пространстве ОБСЕ.

Проведение встречи на высшем уровне, безусловно, станет для Казахстана большим политическим достижением. Президент Н. Назарбаев в своем заявлении, озвученном в связи с решением провести Саммит в Астане, подчеркнул: «Проведение Саммита ОБСЕ — первого международного форума такого масштаба на всем постсоветском пространстве — это не только высокая честь, но и большая ответственность. Теперь важно обеспечить его подготовку и проведение на высочайшем организационном уровне. У нас есть уникальный шанс продемонстрировать главные ценности нашего общества — толерантность, уважение традиций, доверие и взаимопонимание».

Каковы ожидания международного сообщества от Саммита ОБСЕ в Астане?

Прежде всего, активное участие всех глав государств и правительств, которые личным присутствием продемонстрируют свою приверженность ОБСЕ, ее принципам и ее будущему. Это особенно важно, учитывая, что предыдущая встреча в верхах состоялась 11 лет назад.

Действительно, встреча в Астане чрезвычайно важна, ведь в ее повестке будут вопросы евро-атлантической и евразийской безопасности. Главы государств — участников ОБСЕ — намерены подтвердить свои обязательства, обсудить дальнейшее укрепление институциональной основы Организации, совершенствование режимов контроля над вооружениями, методов раннего предупреждения и разрешения конфликтов, а также преодоление их последствий. Важно также четко обозначить вызовы и угрозы в сфере ответственности ОБСЕ и разработать эффективный план действий по их преодолению, определить стратегическое видение развития Евро-Атлантического и Евразийского сообщества, единой и неделимой безопасности и пути совершенствования самой Организации.

В канун Саммита казахстанское Председательство ставит во главу угла задачу подготовить сбалансированный Итоговый документ, в котором максимально учитывались бы мнения всех государств-участников ОБСЕ. По мнению руководства Казахстана, в числе обязательных компонентов, призванных сформировать содержательную основу Итогового документа, должны быть следующие положения.

Первое. Необходимо придать четкий импульс общим усилиям по оживлению и укреплению режима контроля над вооружениями и мерам доверия в нашем регионе, в особенности, через модернизацию Венского документа 1999 года.

Второе. Следует усилить деятельность ОБСЕ в борьбе с транснациональными вызовами и угрозами, в том числе исходящими из-за пределов нашего региона. В этой связи, ОБСЕ, в рамках своего мандата, наряду с другими международными акторами, сможет активизировать оказание необходимого содействия Афганистану.

Третье. Важно укрепить потенциал Организации в раннем предупреждении, предотвращении и разрешении конфликтов, управлении кризисными ситуациями и постконфликтной реабилитацией.

Четвертое. В целях снижения рисков конфликтов в зоне ответственности ОБСЕ повышенное внимание должно быть уделено вопросам межэтнической и межрелигиозной толерантности.

Пятое. Важно подтвердить незыблемость верховенства права, уважения прав человека и его основных свобод. Эти основополагающие принципы ОБСЕ призваны стать неотъемлемой частью сообщества безопасности и в будущем, способствовать формированию активного гражданского общества.

Шестое. Экономические свободы, социальная справедливость и ответственность в вопросах охраны окружающей среды также должны оставаться неотъемлемой частью нашей общей безопасности.

Седьмое. Необходимо более четко определить роль ОБСЕ в системе международных и региональных структур безопасности, повысить уровень координации и сотрудничества с другими международными организациями на основе Платформы кооперативной безопасности 1999 года.

Восьмое. Следует добиваться усиления оперативного и институционального потенциала ОБСЕ, подкрепления ее деятельности адекватной правовой основой.

Для России казахстанское Председательство имеет особое значение, поскольку мы — близкие страны, у нас — тесное, многоплановое сотрудничество. Казахстан входит и в ЕврАзЭС, и в ОДКБ, и в СНГ.

Россия рассматривает ОБСЕ с ее уникальным географическим составом участников, опытом взаимодействия государств и наработанным инструментарием как один из ключевых механизмов международной безопасности и сотрудничества. В то же время позитивный исторический ресурс ОБСЕ имеет свои лимиты. Сегодня на первый план выходит повышение эффективности деятельности международных организаций в соответствии с новыми глобальными вызовами. Именно такая задача стоит и перед ОБСЕ, которая представляет собой уникальную диалоговую площадку, объединяющую 56 государств, расположенных на трех континентах земного шара.

Полагаем, что, несмотря на объективные трудности, председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 г. сыграло позитивную роль в укреплении внутреннего единства этой организации. Более активное развитие получил и общеевропейский диалог по новой архитектуре европейской безопасности — инициативе Президента Российской Федерации Д.Медведева.

Сегодня настало время, когда лидеры стран-участниц ОБСЕ должны проявить политическую волю и дать ответы на непростые вызовы, стоящие перед их народами. В этом контексте Саммит призван дать не только мощный импульс адаптации ОБСЕ к современным вызовам и угрозам, но и повысить доверие, уважение наших народов к самой Организации.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу