Афганский транзит

30.11.10

Афганский транзит

Эксперты МГИМО: Лалетин Юрий Павлович, к.ист.н., доцент

1 декабря вступает в силу соглашение о так называемом «возвратном транзите», предусматривающее транспортировку невоенных грузов НАТО из Афганистана через территорию России. Для Москвы этот договор выгоден не только в политическом, но и в экономическом плане. А вот для Европы начало обратного транзита натовских «караванов» может обернуться резким увеличением наркотрафика.

Договоренность о транзите через территорию России натовских грузов в Афганистан для Международных сил содействия миру и безопасности (МССБ) была достигнута в апреле 2008 года. «Тогда глава МИД России Сергей Лавров и генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер обменялись в Бухаресте соответствующими письмами, — вспоминает историю вопроса профессор кафедры Востоковедения МГИМО Юрий Лалетин. — В российском варианте послания были определены согласованные с НАТО маршруты перевозок грузов в Афганистан через пограничные станции. В ответном письме руководство альянса подтвердило готовность стран — членов блока и государств, участвующих в миссии в Афганистане, соблюдать установленный Россией порядок транзита».

Как считают эксперты, общие цели и задачи России и НАТО в Афганистане с самого начала антитеррористической операции сближали позиции Москвы и Брюсселя. Хотя именно заинтересованность натовцев в «северном транзитном коридоре» сыграла решающую роль. По словам директора Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА) Омара Нессара, в 2008 году США объявили о намерении перебросить в южные районы республики дополнительные резервы. До этого в столицах западных государств пришли к выводу, что для перелома ситуации в Афганистане необходимо начать работу по ликвидации тыловой инфраструктуры «Талибана» и «Аль-Каиды», находящейся за пределами страны (прежде всего в северо-западных провинциях Пакистана). Планировать крупномасштабные операции в приграничных с Пакистаном районах, а возможно, и непосредственно на его территории. В условиях полной зависимости от Исламабада в вопросе снабжения МССБ для Запада это было равносильно самоубийству. Был нужен альтернативный путь доставки грузов для коалиционных сил. Им как раз и стал «северный мост».

Как заявил «Известиям» директор аналитического агентства «Инфраньюс» Алексей Безбородов, только за последние полтора года через территорию России по железной дороге прошло порядка 5–6 тысяч контейнеров с натовскими грузами.

Кроме сухопутных путей для снабжения контингента в Афганистане США активно задействуют транспортную авиацию. Летом прошлого года президенты Барак Обама и Дмитрий Медведев договорились об использовании российского воздушного пространства для транспортировки военного оборудования и личного состава. Договор предусматривал до четырех с половиной тысяч полетов в год. Это давало США возможность ежегодно экономить 133 миллиона долларов на топливе, техническом обслуживании и других транспортных издержках.

Впрочем, воздушные коридоры над Россией для самолетов НАТО, следующих из Европы в Афганистан, были открыты давно.

— Соглашение с Германией о воздушном транзите невоенных грузов в Афганистан через территорию России было достигнуто еще в 2003 году. А договор с Францией действует с октября 2004 года. Кроме того, российские вертолетчики на коммерческой основе участвуют в перевозках грузов МССБ внутри самого Афганистана, — отметил в разговоре с корреспондентом «Известий» Юрий Лалетин.

Соглашение в Лиссабоне о транспортировке грузов не только в Афганистан, но и обратно стало очередным этапом такого сотрудничества. Президент Института стратегических оценок Александр Коновалов считает, что транспортировка каждого контейнера по территории страны будет стоить примерно 1800 долларов. В год, по некоторым оценкам, общая сумма может составить 15–20 миллионов долларов.

Есть опасения, что с началом «возвратного транзита» в Россию хлынет поток наркотиков, во много раз превышающий нынешние объемы. Однако, как считают эксперты, такое развитие событий маловероятно. Да, Афганистан является крупнейшим поставщиком зелья. По информации главы федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктора Иванова, озвученной им после заседания двусторонней профильной президентской комиссии Россия-США в мае этого года, Афганистан ежегодно производит наркотиков вдвое больше, чем весь мир 10 лет назад. На его долю, по официальным данным, приходится 95 процентов мирового производства героина. Но к увеличению наркотрафика нужно, скорее, готовиться Европе, нежели России.

— По нашей территории контейнеры проходят опломбированные. Ни таможенники, ни спецслужбы их не досматривают, проверяют только на радиацию, не вскрывая, — поясняет Алексей Безбородов.

— Наркотики если и будут провозиться, то непосредственно в контейнерах с грузами, — согласен с ним и Юрий Лалетин. — Это обстоятельство, а также более высокая цена на героин в Западной Европе позволяют предположить, что наркотрафик будет направлен в Европу.

Недавно стало известно, что Россия разрешила транзит через свою территорию натовских бронемашин. Специалисты уверены, что на этом потепление отношений между Москвой и альянсом, в том числе и по вопросам Афганистана, не закончится.

— Россия никогда не скрывала наличия у нее экономических интересов в Афганистане. Одно из направлений — возможное участие российских компаний в разработке и добыче полезных ископаемых. Вполне вероятно, что расширение сотрудничества с НАТО и последующее за ним укрепление отношений между Москвой и Кабулом предоставят России возможность добиться определенных экономических уступок, — считает Омар Нессар. — Однако как далеко пойдет и сколько времени продолжится партнерство России и НАТО, сказать сложно. Вполне возможно, что ровно до завершения афганского кризиса.

Юлия КРИВОШАПКО

Юлия КРИВОШАПКО
Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: «Известия»
Распечатать страницу